Авторские материалы "Зачем вы на нас наезжаете?" В Москве прошёл рейд по выявлению самокатчиков-нарушителей
Персоны
В Москве прошел рейд по выявлению нарушителей среди самокатчиков и велосипедистов. Сотрудники ГИБДД Юго-Западного округа столицы проверяли, знают ли эти водители правила движения и как их соблюдают. Подобный рейд в начале июля прошел и в Северной столице. Как говорят в правоохранительных органах, подобные рейды необходимы хотя бы для того, чтобы разъяснить напрямую нарушителям, в чем их ошибки. Однако эксперты считают, что этого мало. Необходимы понятные правила, будет ли эта сфера развиваться или вскоре самокатчиков и велосипедистов попросту уберут с дорог, как призывают общественники. О том, что ждет транспортные средства в ближайшем будущем, – корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
"Почему вы на нас наезжаете?" Этот вопрос обычно кричат самокатчикам пешеходы. Однако во время рейда ГИБДД в Москве роли поменялись. Много бабушек, дедушек, женщин с колясками подходили и жаловались сотрудникам Госавтоинспекции, что им надоели как курьеры, гоняющие по тротуарам, так и электросамокатчики, которые сигналят в спину и наезжают. И тут уже водители задали пешеходам тот же вопрос: "Зачем вы на нас наезжаете? Мы же мчим по своим делам".
Разъяснять суть "наезда" пришлось сотрудникам ГИБДД Юго-Западного округа. Как выяснилось, большинство лихачей-водителей понятия не имеют о правилах движения на самокатах. Например, некоторые и не подозревали, что на переходах надо спешиваться, а разрешенная езда по тротуарам предполагает скорость движения, сопоставимую со скоростью пешеходов. По правилам, в случае, если впереди появился пешеход, водитель должен сбросить скорость вплоть до полной остановки, если это потребуется.
Одного резвого самокатчика сотрудники ГИБДД остановили, когда он на их глазах буквально пролетел пешеходный переход на самокате. Поскольку народу на тротуаре было много, он маневрировал между пешеходами, постоянно сигналя и разгоняя их в стороны. Люди, как обычно, в ужасе шарахались из стороны в сторону, не понимая, куда им отскакивать. То ли на проезжую часть, то ли прижиматься к зданиям. Трезвонящий и мчащийся самокатчик, как выяснилось, правил движения для этих транспортных средств не знает совсем. За то, что он не спешился на пешеходном переходе, ему выписали штраф – 800 рублей. Немного. При уплате в 20-дневный срок он еще сократится вдвое. У другого нарушителя, также докатившегося до штрафа, как оказалось, водительский стаж – 15 лет. Но он понятия не имеет о действующих правилах.
Подобных летунов на электросамокатах – огромное количество. И они не только раздражают сигналами, но и наносят реальный вред здоровью. Люди не только получают увечья из-за наездов, но и погибают. Только в прошлом году в России произошло 3100 ДТП с электросамокатами. В таких происшествиях погибли 43 человека, ранены 3177 на дорогах.
Штрафы, по мнению многих, слишком малы для нарушителей. Проблема не в этом, считает глава организации "Движение безопасности", член Общественного Совета при Минтрансе Вадим Мельников. Важно, чтобы их нарушители оплачивали.
МЕЛЬНИКОВ: Любой штраф – это инструмент профилактики. Плюс он должен быть четко прописан в точки зрения взыскания. В ситуациях с СИМ инструмент взыскания неочевиден. Есть ощущение, что даже вводимыми жесткими штрафами формируется такое отношение к норме, которую можно не исполнять. Потому что штрафы все-таки выписывают эпизодически – по сравнению с тем объемом нарушений, который в реальности существует.
Гораздо эффективнее, по мнению многих, это когда самокатчика не просто останавливают и выписывают штраф, но еще и требуют сойти с подножки самоката и спешиться совсем. Плюс, как холодный душ, действует другая мера – отправка на штраф-стоянки электросамокатов, неправильно припаркованных. Так, например, действовали госавтоинспекторы в Санкт-Петербурге во время рейда, который они провели в начале июля. Самокаты буквально десятками вывозили с улиц, и в соцсетях это образно назвали "страшным сном" для самокатчиков.
В Северной столице раньше других городов начали наводить порядок в сфере кикшеринга СИМ. Как заявили в региональном управлении МВД России, только за июнь в Петербурге зафиксировали 87 ДТП с участием СИМ, почти все из них предоставлялись кикшеринговыми компаниями. Травматичность происшествий составила 100%. В 17 случаях электросамокатами управляли дети.
В ходе рейдов городская полиция с начала сезона изъяла около 11 тыс. электросамокатов, возбуждено более тысячи административных дел. В Москве недавно пошли еще дальше. И конфисковали дорогое транспортное средство у его владельца.
Эти меры хороши, но нам необходимо понимать, что за ними следует. Каковы будут правила использования самокатов и электровелосипедов в будущем, говорит Вадим Мельников.
МЕЛЬНИКОВ: Очень важно, чтобы те ведомства, которые курируют этот транспорт, предложили сейчас некую понятную картину обществу: какую роль играет этот вид транспорта, какова перспектива его развития? Чтобы не было такого, что сейчас бизнес продолжает вкладываться в развитие этой сети, а завтра скажут: нет, мы его запрещаем, потому что это неудобно. Или, наоборот, государство вложится в инфраструктуру, а потом решим закрыть.
Вопрос о прекращении езды на самокатах и электровелосипедах по тротуарам в центре городов уже назрел. Люди настолько устали от этого трезвона и страха перед мчащимися на них самокатами, что активно ратуют за их запрет в пешеходных зонах. Это подтвердил недавно результат голосования, которое объявил в своем телеграмм-канале спикер Нижней палаты Вячеслав Володин. Он провел среди своих подписчиков опрос, попросив ответить: необходима ли такая мера? И подавляющее большинство опрошенных ответили: "Да, я выступаю за запрет самокатов".
Пока же идут по пути увеличения штрафов. 10 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах для водителей электросамокатов, поправки внесут в Кодекс об административных правонарушениях. Езда на электросамокате или велосипеде в состоянии алкогольного опьянения обернется штрафом в 20-30 тысяч рублей, превышение скорости – до 5 тысяч. Если во время аварии велосипедист или пользователь самоката нанесет вред здоровью, его оштрафуют на сумму до 15 тысяч рублей в зависимости от травмы.
Кроме того, в Москве максимальную скорость ограничили (пока – на месяц) до 20 километров в час вместо прежних 25 км/час.