Авторские материалы От сада до вуза: в правительстве разрабатывают систему образования "без швов"
Персоны
В России создадут бесшовную систему образования, которая образует единую цепочку обучения от детсада до вуза. Как пояснил зампред правительства России Дмитрий Чернышенко, "задача – построить систему обучения, связав дошкольное, школьное, среднее профессиональное и высшее образование". Минпросвещения уже работает над созданием единого образовательного пространства. Это – единые программы, единый базовый уровень образования вне зависимости от региона и единые учебники. Как такой подход повлияет на обучение на всех уровнях, разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Без швов в образовании. Это означает, что, обучаясь, ребенок с первой ступени – " ясли-сад" – должен быть вовлечен в общую образовательную линию, которая поведет его через школу к высшему либо среднему профессиональному уровню. Почему эту систему назвали бесшовной? Потому что переход должен быть плавным. Без рубцов и стыков. Один пласт должен идти за другим.
Как поясняет куратор проекта – зампред правительства России Дмитрий Чернышенко, "задача связать дошкольное, школьное, среднее профессиональное и высшее образование так, чтобы прохождение всех ступеней помогало дать необходимый набор знаний, компетенций, сформировать ценностную основу и провести по всем этапам подготовки к успешному трудоустройству и качественной самостоятельной жизни".
Выстроить этот путь будет непросто. Ученик должен получить фундаментальные знания, профессиональные навыки и сформироваться как личность, говорит заслуженный профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина.
АБАНКИНА: Бесшовная технология и говорит о том, что каждый уровень образования может опираться на ту ступень, которая была перед этим. И использовать ее в дальнейшем обучении. Простой пример. Мы иногда показываем плохие результаты, особенно мальчики в 15-летнем возрасте, по химии-физике, потому что мы плохо читаем условия задачи. Читать не научились! Вот эта функциональная грамотность – она и является одной из сквозных компетенций, которые надо формировать, начиная с самого раннего возраста.
Увы, такие "швы" в образовании пока еще видны. Часто даже самые близкие направления подготовки в колледже и вузе не имеют преемственности. Детский сад живет отдельно от начальной школы, старшая школа занята исключительно ЕГЭ, а вузы – это вообще иная система образования со своими стандартами. И эти швы устранить будет непросто, потому что современной российской школе зачастую даже на базовые потребности не хватает ресурсов. Надо сначала устранить эти недостатки, считает председатель профсоюза "Учитель" Дмитрий Казаков.
КАЗАКОВ: Это просто отвлечение внимания от реальных насущных проблем, которые в образовании есть: это дефицит кадров, низкие зарплаты, перегруженность классов в крупных городах или, наоборот, закрытие школ сельских. Проблема со зданиями, оборудованием, бюрократической нагрузкой. Любое нововведение – это ресурсы. Это человеческие ресурсы, это ресурсы в системе образования. Вот откуда их взять? Я работаю, например, в сельской школе, у нас два учителя математики ведут по две ставки, русский язык – так же.
В принципе, система "без шва" – она уже заложена сейчас в законе "Об образовании". Он и так предполагает преемственность в получении знаний и поступательном движении ученика по всей образовательной лестнице от сада до вуза, напоминает директор Санкт-Петербургского лицея №369 Константин Тхостов.
ТХОСТОВ: Все это прописано в законе об образовании №273 ФЗ. То, что это не работает, то, что детсады превратились в камеры хранения, а не в систему формирования ребенка... Основное предназначение детского сада – это воспитание и образование. А основное предназначение школы – это образование и воспитание. То, что у нас высшая школа вообще не знает того, что происходит в школе, – это проблема высшей школы. И высшей школе надо понимать, что она – связующее звено между школой и работодателем.
Эксперты образовательной сферы признают: мало кто из учителей старшей школы представляет, как изучается, например, математика в начальной школе, равно как и педагоги в вузах не очень понимают, как готовят их будущих студентов в старших классах. Целостной образовательной картины нет сейчас ни у кого. А она должна быть, если ставится задача о подготовке высококвалифицированных кадров. Потому эту картину предстоит собрать из разрозненных образовательных пазлов. И если в Минобрнауки от бесшовной системы ждут "слаженной работы всех ее уровней и органичного перехода человека от одного уровня к другому", то выходит, что эти пазлы надо будет еще и склеить. И, желательно, – без швов.