Картинка

Авторские материалы "Это – пенсионный фонд!": раскрыты основные схемы мошенников

16 августа 2024, 13:33

Персоны

В половине случаев мошенники обманывают пенсионеров всего по трем схемам, поделились статистикой эксперты из банка ВТБ. Но при этом вся индустрия обмана имеет миллиардные доходы с нечестного дела. Ежедневно заводят множество уголовных дел по факту мошенничества, и эксперты призывают Центробанк упростить механизмы компенсации жертвам преступников. Как это работает, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Александр Ельшевский.

Индустрия телефонного обмана уже оценивается в десятки миллиардов. Каждый день совершаются десятки тысяч звонков, и в результате многих из них люди теряют деньги, которые уходят за границу, к хозяевам тысяч кол-центров, работающих против нашей страны. При этом мошенники всегда действуют согласно скрипту – заранее разработанному сценарию, по которому стремятся провести жертву. И, как выясняется, вариаций тут не очень много. В половине случаев используются всего три скрипта.
В первом из самых популярных мошенники обманывают людей по телефону, прикидываясь сотрудниками Социального фонда.

"Это беспокоит пенсионный фонд…"

Они обещают пересчитать и увеличить пенсию, но для этого просят пенсионера оформить заявление. В процессе оформления заявления они выманивают у жертвы личные данные, код из СМС или уговаривают установить специальное приложение на смартфон. Так у них появляется доступ к аккаунту пенсионера на портале "Госуслуг". Это позволяет мошенникам брать кредиты на чужое имя или перехватывать управление банковским счётом.

Вторая схема обмана выглядит так: мошенники звонят от имени страховой компании и убеждают срочно "продлить" полис ОМС. Для этого они предлагают скачать приложение, которое на самом деле является вредоносной программой. Другой вариант этой же схемы – злоумышленники просят сообщить код из смс якобы для входа в "Личный кабинет" на портале "Госуслуги".

Третья схема обмана выглядит так: пенсионеру рассказывают о фальшивой акции, в рамках которой якобы предоставляются скидки пожилым людям на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Чтобы подтвердить свой статус пенсионера, человек должен предоставить персональные данные и код из смс.

Как видно, мошенникам во всех случаях необходимо получить доступ к личной информации, часть которой уже известна. Например, номер телефона, по которому они звонят, уточняя имя в самом начале разговора. В процессе они могут выяснить ИНН или номер паспорта, но вполне возможно, он уже у них есть – в интернете продается множество баз, которые сопоставляют и получают в итоге и телефон человека, и его имя, и номер документа.

Все это лежит практически в свободном доступе, нужно лишь собрать все в профайл человека, которому собираются звонить. Этим занимаются специалисты по OSINT – разведке по открытым источникам. Они могут работать с уже купленными базами, где отсортированы те же пенсионеры, или с сырыми похищенными данными. Это – базы зарегистрированных в программах лояльности людей, списки абонентов или даже данные утечек из банков. Поэтому не стоит удивляться тому, что звонящий называет какие-то вещи, которые вроде бы никто, кроме официальных органов, знать не может. Узнать можно все и практически обо всех, вопрос глубины проработки и вложенных сил и средств, и в современном мире для этого уже отнюдь не требуются ресурсы государственных спецслужб.

Профайл человека с данными и держит, наравне со сценарием разговора, обзвонщик – тот самый оператор кол-центра. И он хочет получить ключевую информацию и доступ к "личному кабинету" на госуслугах человека. Через которые возможно получить кредит или даже переоформить собственность. Для этого мошенник вводит в форму восстановления пароля имеющиеся данные и дальше пытается выманить код из присланного смс.

Сама система госуслуг постоянно дорабатывается, и защиту от хакерских атак укрепляют, но слабым местом все равно остаётся человек, которого можно обмануть и получить доступ к информации. Но даже если это случилось, есть и дополнительные механизмы защиты. Так, банки должны приостановить на два дня переводы на подозрительные счета, которые находятся в антифрод-базе ЦБ, даже если клиент настаивает на операции. Если кредитная организация этого не сделает, то человеку в течение 30 дней будет выплачена компенсация потерь.

К сожалению, несмотря на то, что банки мотивируют на усиление проверки переводов, они могут совершить ошибку и не приостановить перевод. И тогда жертве мошенников нужно будет через суд запрашивать информацию о том, является ли счет, куда ушли его деньги, подозрительным, и запрашивать, почему перевод не был приостановлен, а это – расходы на госпошлину, время на подачу иска и деньги на консультацию юриста и средства на представление интересов в суде.

Народный фронт предлагает упростить процедуру запроса и наладить взаимодействие между банками с обменом информацией о подозрительных счетах. По словам представителей Народного фронта, необходимы законодательные поправки, которые максимально упростили бы механизм получения компенсации для жертв социальной инженерии, чтобы он не включал судебного разбирательства.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация