Авторские материалы Вода "с душком": как она попадает на маркетплейсы
Персоны
Бутилированная питьевая вода, которая продается на маркетплейсах, может быть небезопасной. Исследование экспертов "Общественной потребительской инициативы" показало: на Wildberries и Ozon представлена продукция от компаний, которые не зарегистрированы в Государственной информационной системе. А значит, их товары (более 1000 бутылок питьевой воды) продавались без маркировки. Специалисты ОПИ просят Минпромторг проверить работу этих торговых площадок на предмет продаж сомнительной питьевой воды. Чем чревато употребление воды от таких поставщиков, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Питьевой воды на популярных маркетплейсах – хоть залейся. Разные объемы, виды, торговые марки, цены. Стоимость всегда выгодно отличается от аналогов в магазинах. А вот каково качество такой воды – непонятно. При этом есть случаи отравления. Проверить воду решили в объединении "Общественная потребительская инициатива".
Начали с документов. Оказалось, некоторые виды воды поставляют предприниматели, которых нет даже в ГИС – Государственной информационной системе мониторинга товаров. Выходит, что их товары (а это – более 1000 бутылок) продавались без маркировки. Кроме того, их продукт не соответствует требованиям техрегламента ЕАЭС "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду". В этом случае непонятно, что вообще за воду ставят на онлайн-полки. Где ее качают, разливают, в каких условиях, говорит кандидат юридических наук, глава "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов.
ПАВЛОВ: Потребляемая вода влияет на все системы организма: на мочеполовую, сердечно-сосудистую, пищеварительную. В каких условиях производится эта вода? Порождает множество рисков микробного загрязнения, а также химического загрязнения. Т.е. можно получить пищевое отравление, химическое отравление, и все это, к сожалению, не раз уже происходило при выявлении таких цехов, которые такую воду производят.
Как такая вода попадает на маркетплейсы? Недобросовестные продавцы пользуются тем, что в онлайне проверки не столь тщательные, как в рознице. Когда-то подобная продукция была в офлайне, но как только там ужесточили требования и стали смотреть на маркировку, вся эта нелегальная вода "перетекла" в онлайн, полагает Олег Павлов.
ПАВЛОВ: У воды есть два критерия добросовестности. Первый: ее продавец должен быть зарегистрирован в ГИС. И это – простой критерий, по которому его можно проверить. И второй: каждая единица воды должна иметь код маркировки. К сожалению, эти два простых правила маркетплейсами игнорируются.
Такого не может быть, вся вода проходит проверку перед продажей, как и любой другой товар с маркировкой, возражает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
СОКОЛОВ: Любая компания, которая работает с маркированной продукцией, принимая к себе ее на склад, проверяет наличие маркировки. Если эта компания хранит эту воду у себя и может перепроверить эту маркировку, то она ее проверяет. Естественно, за корректность всей необходимой документации несет ответственность продавец. Если эта вода передается для хранения на склад маркетплейса, то маркетплейс тоже перепроверяет, есть маркировка или нет.
Но как же тогда вода без должных документов попала на виртуальные полки маркетплейсов? Причем подобную продукцию находят там не впервые. Ранее Роскачество совместно с Росаккредитацией, Роспатентом, Росстандартом и Россельхознадзором провело беспрецедентное исследование рынка упакованной питьевой воды. Исследовали около образцы 206 наименований. И также находили воду "с душком". Иногда – в прямом смысле этого слова, иногда откровенный суррогат или просто продукцию без документов. Как потребителю понять, что ему привезли хорошую воду? Смотреть на маркировку, советует Олег Павлов.
ПАВЛОВ: Код маркировки похож на так называемый QR-код, он состоит из черно-белых элементов – квадратиков, и считывается с помощью приложения "Честный знак"; он достаточно понятен, привычен.
Если такой маркировки нет – от покупки лучше отказаться, как бы ни хотелось пить.
В общественной потребительской инициативе пошли дальше – результаты проверок они направили в Минпромторг и попросили "пресечь недобросовестную практику", заставив маркетплейсы проверять легальность допускаемых на площадки поставщиков и их продукции.