Картинка

Авторские материалы Бешеный оборот и ужас психотерапевтов: как онлайн-игры заходят за грань

24 августа 2024, 19:18

Персоны

Российские геймеры (онлайн-игроки) только в прошлом месяце потратили на внутриигровые покупки 20 миллиардов рублей. Донаты фактически превышают траты на игры. Для их разработчиков это невероятно выгодно. Приобретение новых навыков и новых персонажей дает им возможность расширять бизнес, создавая новые проекты. Индустрия за первое полугодие выросла на 14% по сравнению с позапрошлым годом. Однако это не радует психотерапевтов. Они предупреждают: зависимость от онлайн-игр среди россиян растет высокими темпами. Особенно среди молодежи. Почему все чаще уходят в онлайн и можно ли игроков вернуть в офлайн, выясняла Марина Костюкевич.

Игроки онлайн все больше погружаются в виртуальный мир. И это погружение кому-то приносит баснословные дивиденды. Так, только в июле пользователи задонатили на внутриигровые покупки 20,4 млрд рублей. И это уже превысило траты на сами игры.

Сейчас существуют две основных модели монетизации игр. Первая – это единоразовая покупка игры – там не надо платить за содержание серверов. А вот второй вариант – с подвохом. Она условно бесплатная, распространяется свободно или за символическую цену. А доход приносят внутриигровые покупки. Естественно, подобные игры часто разработаны таким образом, чтобы стимулировать игроков к постоянным тратам для комфортного прохождения- говорят специалисты.

И все эти уловки работают на одно: обогащение создателей и продавцов этих игр. Что же происходит с геймерами? Их два типа. Первый – это профессиональные игроки, которые зарабатывают на этом. Они, как правило, рациональны и для них онлайн-игры – это спорт, рассказывает исполняющая обязанности директора департамента по связям с общественностью Федерации компьютерного спорта России Наталья Голубева:

"Киберспорт у нас в стране признан официальным видом спорта, и есть определенный пул игр, которые подходят под критерии киберспортивных игр, по данным играм проходят спортивные турниры. Это профессиональный спорт. К этому спортсмены готовятся, готовятся к соревнованиям, к участию, и это уже профессиональная деятельность".

А есть второй вид геймеров – любители. Именно среди них самый высокий процент игроманов – зависимых людей. Врачи – психотерапевты и психиатры уже давно предупреждают: таких людей все больше и больше. Почему это происходит? Почему один человек поиграл час и вышел, а другой не может остановиться часами, в ущерб общению с друзьями и близкими? Эти люди зачастую вообще не желают возвращаться в реальный мир. Он им не понятен. Он их не принимает. В онлайне им проще.

Как становятся игроманами? И кто эти люди? Это незрелые, невзрослые (вне зависимости от количества лет) люди, которые не могут быть самостоятельными, не способные себя обеспечивать и дарить радость и удовольствие. Они находят себе заменители этого в онлайн-среде. И основы зависимости лежат, как правило, в семье, все идет из детства – говорит аналитический психолог Анна Хныкина:

"Речь идет о семь, о неправильно построенных отношениях между мамой и папой, корни лежат в супружеской паре родителей, которые с помощью, с одной стороны, гиперконтроля, гиперответственности и невнимания к ребенку не дают ему возможности вырасти самостоятельно, с другой стороны, с помощью попустительства происходит то же самое".

В основе игровой зависимости три составляющих. Первая – эмоциональная компенсация. Онлайн-игры предлагают легко испытать положительные эмоции, которые наш организм любит – поясняет доцент кафедры киберпсихологии факультета социальных наук Нижегородского университета имени Лобачевского Валерия Демарева.

"Игры дают возможность испытать чувство успеха, удовлетворения и получить это гораздо проще, чем в реальной жизни. Поэтому многие на это подсаживаются".

Есть и еще один аспект, который удерживает игрока в онлайне – возможность наладить социальные связи – продолжает Валерия Демарева:

"Здесь дети могут ощущать себя частью сообщества. Если даже ребенок начал играть в игру в одиночку, вскоре ему начнут приходить приглашения, и это тоже очень сильно их привлекает и затягивает туда. Если раньше мы переживали, что дети заводят, просто заводят друзей в чатах или соцсетях, то теперь они активно заводят друзей, которых никогда в жизни не увидят, только с которыми они играют".

Зависимость в том числе базируется и на физиологии – продолжает Валерия Демарева:

"Видеоигры активно воздействуют на наш мозг, задействуют систему вознаграждения, организм постоянно получает радость. И в итоге мы хотим повторять и повторять игровой процесс".

Безусловно, все это используют разработчики игр, лишь подкидывая масла в огонь. Ведь для них-то важна прибыль, говорит Валерия Демарева.

"Разработчики не стоят на месте, они используют все новые и новые психологические приемы, которые можно использовать для того, чтобы завлечь ребенка, чтобы он постоянно туда заходил. Т.е. это бонусы за то, что ты ежедневно заходил в игру или по графику, система уровней, когда ты хочешь подняться все выше и выше".

Игромания лечится невероятно тяжело – предупреждают психотерапевты. Потому ее, как любую зависимость, проще предотвратить. И начинать надо с детского возраста. Стоит постоянно просвещать детей, они должны понимать, как работают игры, знать, что там используются психологические приемы. Если родителям кажется, что это детям неинтересно, то это не так – говорят специалисты. Дети всегда с удовольствием слушают родителей, особенно до пубертата, и если родители расскажут им, как их используют, они могут изменить отношение к играм. Кроме того, желание детей играть, нужно вернуть в офлайн – подвижные, настольные игры, походы в театры и кино очень хорошо отвлекают от мира онлайн. Детям не важно, какая игра – важно, что в этом участвуют родители.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация