Авторские материалы Закон о такси вытолкнул самозанятых водителей в "серую зону"
Персоны
Новый закон о такси, который действует больше года, пока не решил большинство проблем в сфере пассажирских перевозок. По мнению ряда экспертов, его требования не могут выполнить более 70% водителей, из-за чего они начали уходить «в тень», работая через мессенджеры и соцсети, или менять сферу деятельности. В итоге сейчас в сфере такси не хватает 72 тысяч водителей. В ситуации разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Закон о такси, который был призван навести порядок в сфере пассажирских перевозок, пока, по словам самих водителей, трудновыполним. Во-первых, он требует оформить специальный полис ОСАГО, стоимость которого составляет от 50 до 100 тысяч рублей. Во-вторых, все машины в такси должны быть единого цвета, если такие ограничения установили власти регионов, иметь накрышный фонарь и "шашечки" на бортах. В-третьих, водители вносятся в единый реестр такси и обязаны проходить ежедневный медицинский и техосмотр. В результате водители несут большие расходы, и им остается либо работать себе в убыток, причем используя собственную машину, либо, по словам самих таксистов, поднимать цену.
"Нужно обязательно делать ОСАГО для таксиста, а она – неподъемная". – "Агрегаторы начинают потихоньку поднимать цены, потому что отток водителей идёт, люди просто не могут себе позволить. Таксопарки тоже банкротятся, потому что обслуживать машину сейчас очень дорого – запчасти выросли.
Все это делает нерентабельной подработку в такси, особенно для самозанятых таксистов, для которых это – не профессиональная деятельность. Зато эти водители на своих личных автомобилях несут крайне важную функцию – сглаживают спрос в пиковые часы, благодаря чему снижаются цены на поездки. По мнению председателя АНО «Цифровой мир» Валерия Корнеева, чрезмерные требования закона выталкивают таких водителей в т.н. серую зону, хотя изначально самозанятыми таксистами зарегистрировалось более 600 тыс. человек.
КОРНЕЕВ: Этому закону они в принципе не могут соответствовать, потому что им невозможно перекрасить такси, они не могут пройти мед- и техосмотр, и на июль этого года попала в реестр такси, то есть полностью выполнила все условия этого закона, 21 тысяча!
Остальные водители (а это – около миллиона самозанятых) создали теневой рынок перевозок и, по словам Валерия Корнеева, берут заказы через чаты в соцсетях и мессенджерах, на которые уже сейчас подписаны около 10 млн человек.
КОРНЕЕВ: Выяснилось, что сейчас существует в стране более 4 тыс. чатов по заказу такси. То есть люди списываются: "Я еду, хочу ехать туда-то, кто меня повезет?" – "Я повезу!" – "Сколько?" – "Столько-то!" Сели и поехали.
Естественно, по мнению экспертов, уход таксистов в "серую зону" может привести к росту числа опасных инцидентов, поскольку пассажир не получает информации о перевозчике, не знает, есть ли у него разрешение на работу и даже водительские права. Маршрут нигде не зарегистрирован, и рискует как водитель, так и пассажир. Причем ответственности такие нелегальные таксисты не боятся.
"Если даже меня и остановят… Сидят клиенты. Я скажу, что это – мои родственники или друзья. Я имею полное право перевозить своих родственников и друзей, так же, как и вас, и всех остальных!"
Изменить эту ситуацию, по мнению участников рынка, можно, скорректировав закон о такси и исключив из него нормы, дискриминирующие водителей на личных автомобилях, стремящихся работать законно. Также предлагается отменить требования единого цвета и остальных атрибутов такси, как устаревших, упростить процедуры техосмотра машин и медосмотра водителей, снизив барьеры. В противном случае, по словам главы Общественного совета по развитию такси в России Ирины Зариповой, если таксистов не будет, то закону будет некого регулировать.
ЗАРИПОВА: Закон у нас – совсем еще молодой, и говорить о его эффективности или неэффективности преждевременно. Безусловно, некоторые правки вносить нужно, в любом документе есть какие-то несовершенства, но их нужно обсуждать консолидированно с бизнесом такси, с агрегаторами.
Есть в законе меры, которые поддержали и пассажиры, и водители. Например, недопущение к работе в такси лиц с неснятой и непогашенной судимостью, тех, кого лишали водительских прав за нарушение ПДД больше раза в год. Водители хорошо отнеслись к совместному участию перевозчика и водителя в случае ДТП в возмещении вреда пострадавшим.