Картинка

Нацвопрос Феномен единоверия

18 января 2025, 16:06

Персоны

Сегодняшний гость из Екатеринбурга изучает феномен единоверия — религиозного течения, возникшего на пересечении официальной православной церкви и старообрядчества. В чем причины появления единоверия и как развивалось это движение в XIX веке? Об этом Марат Сафаров беседует с Александром Палкиным, кандидатом исторических наук, директором департамента "Исторический факультет" Уральского федерального университета.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Нацвопрос", в студии Марат Сафаров.

Наш сегодняшний собеседник из Екатеринбурга изучает феномен единоверия, очень интересного религиозного движения на стыке официальной церкви и старообрядчества. Идея единоверия зародилась во второй половине XVIII века как попытка государства и Русской православной церкви преодолеть последствия раскола между официальной церковью и старообрядцами. Сегодня поговорим о единоверии, в том числе и современном, тем более что понятие это известно, а вот содержание, причины оформления и то, кем себя считали сами представители этого течения, остаются не столь очевидными, и нужно этот пробел в нашей программе восполнить.

С нами на прямой связи из Екатеринбурга кандидат исторических наук, директор департамента "Исторический факультет" Уральского федерального университета Александр Палкин. Александр Сергеевич, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".

ПАЛКИН: Здравствуйте, очень приятно. Здравствуйте, дорогие слушатели.

САФАРОВ: Здравствуйте, Александр Сергеевич. Благодарим вас за участие в нашей программе, за то, что нашли время. И, конечно, первый вопрос (может быть, он покажется поверхностным, но тем не менее): чем же вызвано учреждение единоверия? И вдогонку: насколько этот процесс стал масштабным в рамках России XIX столетия?

ПАЛКИН: Единоверие – это такая своего рода попытка компромисса между официальной церковью и старообрядцами. В чем, собственно, оно заключалось? Старообрядцам, которые принимали единоверие, разрешалось использовать свои старые книги, старые обряды, но при этом они получали священников от официальной церкви и должны были признавать, естественно, епархиальное начальство от официальной церкви. Тут надо определиться с терминологией, потому что официальная церковь – это Русская православная церковь, в XVIII-XIX веках это ведомство Святейшего Синода. Иногда, наверное, когда мы будем говорить, мы будем называть просто для краткости их православными. Старообрядцы на самом деле тоже православные, потому что догматических различий между православием, официальным православием и старообрядчеством нет. Но чтобы каждый раз это не проговаривать, условимся, что вот будем называть официальных православных просто православными, а старообрядцев – старообрядцами или староверами, ну а единоверцев – единоверцами. Дело в том, что чаще гораздо в религиозной сфере случаются попытки разделения единых конфессий. Есть даже такая, в общем, концепция конфессионализации, которая объясняет процесс строительства вот этих новых конфессий, как они появляются. И очень редко происходит обратный процесс, когда разделенные религиозные группы, разделенные конфессии берут и объединяются заново.

В XVIII веке к тому, чтобы появилось единоверие, сложилось несколько предпосылок. Ну, во-первых, надо отметить, что уже были определенные попытки компромисса между государством в первую очередь и официальной церковью, с одной стороны, и старообрядцами с другой. То есть, как правило, они предпринимались в каких-то районах, где государство было заинтересовано в экономической эксплуатации старообрядчества, когда ему было важно, что делают старообрядцы в экономическом плане. Такие примеры были в годы Северной войны – это Олонецкие заводы в Карелии, они были стратегически важными, были непосредственно рядом с театром военных действий, и многие (те, кто работал на предприятиях) были староверами. Государство было заинтересовано, чтобы заводы работали бесперебойно, и поэтому там практически им была объявлена своего рода такая свобода вероисповедания, которая подтверждалась указами и самого Петра, и распоряжениями Меньшикова.

Слушайте в аудиофайле!

Нацвопрос. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация