Нацвопрос "Институт Конфуция — мост между великими народами"
Персоны
В последние годы наблюдается рост интереса к изучению китайского языка в нашей стране. Всё больше студентов выбирают этот язык для изучения. Где могут применить свои знания выпускники, которые учились китайскому языку? Как учатся китайские студенты в России? Что думают о нашей стране молодые люди из Китая? Об этом Марат Сафаров беседует с Еленой Марьяновской.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Нацвопрос", в студии Марат Сафаров.
Укрепление интереса к изучению китайского языка в нашей стране, оно заметно за последние годы. Это уже далеко не экзотическое увлечение, а труд очень многих преподавателей и, конечно, студентов, которые китайский язык осваивают. Качественное изучение китайского языка, оно, конечно, осуществляется уже не только в традиционных центрах отечественного востоковедения – в Москве или в Санкт-Петербурге, но и в региональных университетах. Например, в Рязанском государственном университете имени Сергея Александровича Есенина почувствовали этот тренд на интерес к Китаю рано, и вот уже почти 15 лет успешно работает в Рязани Институт Конфуция.
О популярности китайского языка среди студентов, о том, как он изучается, а главное – о практическом применении знаний китайского языка, об этом обо всем мы сегодня поговорим с нашей собеседницей – директором Института Конфуция Рязанского государственного университета имени Есенина, кандидатом педагогических наук Еленой Марьяновской. Елена Леонидовна, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
МАРЬЯНОВСКАЯ: Здравствуйте, здравствуйте.
САФАРОВ: Елена Леонидовна, первый вопрос, который на поверхности, наверное: как возник Институт Конфуция? Не на Дальнем Востоке, где экономические связи с Китаем и в 90-е годы были уже прочными. Не в наших признанных центрах востоковедения, а именно в Рязани. Что предшествовало созданию Института Конфуция в Рязанском государственном университете имени Сергея Александровича Есенина, вот просто посреди России?
МАРЬЯНОВСКАЯ: Вы знаете, история возникновения китайской программы в Рязанском государственном университете действительно очень интересная. И я здесь немножечко уточню: китайская программа в нашем университете начала работать в 2005 году, когда еще Института Конфуция даже не было.
САФАРОВ: То есть уже 20 лет.
МАРЬЯНОВСКАЯ: Да, совершенно верно, вот буквально через несколько месяцев будем отмечать такой юбилей. Наверное, всегда вот эти инновации и такие перспективные и далеко идущие инициативы – это роль человека. То есть человеческий фактор везде, наверное, ключевой. На тот момент занимался факультетом иностранных языков и его развитием профессор Яков Моисеевич Колкер, сам блестяще владеющий несколькими иностранными языками (прежде всего английским, конечно) и вот так очень четко понимающий перспективность вот этого восточного вектора. Потому что сначала именно благодаря его усилиям еще большее время назад открылась японская программа. А в 2005 году удалось найти первого преподавателя, причем российского преподавателя, которая начала преподавать китайский язык на кафедре лингвистики в качестве третьего иностранного языка. Скажу сразу: интерес тогда был, конечно же, не такой большой. Но поскольку все-таки, наверное, чувствовалась уже тогда тенденция, это направление стали активно развивать. И с тем, что об Институтах Конфуция стало потихонечку известно и в Российской Федерации, мы стали искать вуз-партнер. И знаете, опять же человеческий фактор. Фактически вуз-партнер нас нашел сам. Потому что в 2008 году вот ровно в ту аудиторию, в которой сейчас я сижу и общаюсь с вами, раздался звонок из Чаньчуньского университета. Это северо-восток Китая, провинция Цзилинь. Кстати говоря, действительно сложилось все прекрасно, потому что северо-восток Китая даже климатически очень похож на Рязанскую область. Так вот, с той стороны такая же инициативная профессор госпожа Ван Цзиньлин искала партнеров для того, чтобы создать Институт Конфуция. Ну вот так вот, знаете, интересы и совпали.
Слушайте в аудиофайле!