Авторские материалы Цены – смех, смартфон – реальный
Персоны
Кассационный суд встал на сторону покупателя, который приобрел на маркетплейсе 5 iPhone за 15 рублей. Столь низкая цена оказалась технической ошибкой магазина. Но, как разъяснил суд, заказ есть заказ, и товар должен быть предоставлен покупателю. Почему потребитель имеет право забрать оплаченную вещь, даже если ее цена – абсурдно низкая, узнала Марина Костюкевич.
"Бросовая цена". Это выражение, видимо, промелькнуло в голове у покупателя, когда он увидел ценник "3 рубля" за новенький смартфон на одной из интернет-площадок. Он мгновенно отправил товар в "корзину", довел количество до 5 и, дождавшись итоговой суммы в 15 рублей, нажал кнопку "оплатить".
Но эйфория длилась недолго. Вскоре пришло сообщение: ваш заказ отменен.
Не желая верить в неудачу, покупатель отправился в суд. Он потребовал от маркетплейса продать ему смартфоны по заявленной цене. Продавец настаивал: произошла техническая ошибка, и покупатель должен был понимать, что по такой смешной цене смартфонов не бывает.
Суды первичной инстанции встали на сторону продавца и сочли отмену покупки законной. Покупатель не сдался и пошел дальше.
И вот уже первый Кассационный суд общей юрисдикции вынес противоположный вердикт: несмотря на техническую ошибку магазина, товар должен быть предоставлен покупателю. Пусть и по низкой цене. Покупатель перепроверять ее не обязан.
Как сказано в определении суда, "фиксация цены происходит в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином. Это определяется присвоением номера, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре купли-продажи и его условиях. Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке уже не вправе".
По закону мы должны верить ценникам, даже если не верим своим глазам, говорит председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов.
ПАВЛОВ: Если потребитель выполнил свои обязательства и оплатил товар, то продавец обязан вне зависимости, была это ошибка или акция) обязан этот товар предоставить. Ответственность лежит исключительно на бизнесе: маркетплейсах, сетях, которые имеют все возможности внедрить такие технические системы, которые в определенных категориях товаров (планшеты, телевизоры, смартфоны) просто не дадут продавцу поставить цену ниже определенного предела. И если они это допускают, это их предпринимательский риск, и потребители от этого не должны страдать.
Как поясняют юристы, закон не обязывает покупателя уточнять цену товара перед покупкой и выяснять, не является ли она ошибочной. Он вправе верить ценникам, которые выставляет площадка.
Представители электронной торговли признают: этот случай – досадная техническая ошибка, которая дорого обойдется продавцам. Но они не снимают вины и с покупателя. По их мнению, он повел себя недобросовестно. Их главный довод – зачем он купил сразу аж 5 смартфонов? Не собирался ли он их перепродать? Да и цена, дескать, должна была насторожить человека: всем же ясно, что таких цен не бывает. Даже по акциям. Потому не исключено дальнейшее обращение в Верховный суд, где маркетплейс надеется вернуть себе хотя бы 4 из пяти смартфонов. Предыдущая практика показывает: шанс есть, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
СОКОЛОВ: Продавец вправе пойти дальше и доказать, что пять телефонов – не один. Практика ровно такая: один товар действительно присуждают продать, остальную часть претензий суды снимают. Объективно суд исходит из того, что обе стороны должны были действовать добросовестно. И продавец так и действовал. Он не пытался обмануть клиента. Ну, случилась у него такая ситуация, в которой неправильно загрузилась цена. Клиент тоже должен действовать добросовестно и не стараться обмануть магазин, переиграть, перехитрить.
Однако защитники прав потребителя надеются, что и Верховный суд (в случае обращения) признает правоту покупателя и постановит все купленные смартфоны передать тому, кто их приобрел. Тем более, что доводы у покупателя – вполне убедительные. Он заявил, что, "увидев хорошую цену, решил купить смартфоны для всей семьи". 5 штук, говорят юристы, – не такая уж большая партия, чтобы подозревать какой-то бизнес-интерес.
А еще, говорят эксперты, магазины могут лукавить, уверяя, что речь идет только о технической ошибке. Не исключено, что, выставляя заведомо "смешную цену", площадка накручивает посещаемость, а потом, ссылаясь на технический сбой, отыгрывает все назад, отменяя покупки.
Кстати, в дальнейшем возможен спор между продавцом и площадкой. Они могут выяснять, кто из них возьмет на себя убытки. И здесь экспертиза должна показать, где произошел технический сбой. Кто его допустил, тот финансово и отвечает.