Авторские материалы Бесплатных УЗИ не бывает?
Персоны
Кассационный суд встал на защиту пациентки, которой в частной клинике навязали дорогостоящее лечение, напугав несуществующим диагнозом. Теперь врачи обязаны не только вернуть деньги, но и возместить моральный ущерб. Юристы подчеркивают: теперь на такие правовые позиции должны ориентироваться все нижестоящие инстанции. И любой врач, придумывающий ради денег страшные диагнозы, должен понимать, что за такое может поплатиться и сам. О том, какие уроки должны вынести из этой истории пациенты, – Марина Костюкевич.
Москвичку заинтересовала акция одной из клиник: бесплатное УЗИ всем желающим. Исследование врачи действительно провели, не взяв за это ни копейки. Однако тут же в кабинете стали пугать пациентку, что выявили у нее нечто страшное. И якобы спохватилась она хоть и поздно, но шанс вылечиться еще есть. Главное – пройти лечение в их клинике. Разумеется, уже не бесплатно.
Перепуганная женщина внесла 200 тысяч рублей в качестве аванса. А всего ей выставили счет за лечение на 310 тысяч рублей. Причем оставшуюся сумму потребовали внести в ближайшие два дня. Пациентка согласилась, но через какое-то время, отойдя от шока, поняла: процедуры ей делают самые обычные, и без них можно спокойно обойтись. Она потребовала разорвать договор и вернуть деньги. В клинике отказались. И женщина пошла в суд.
Суды всех трех инстанций, включая Кассационный, встали на ее сторону. Рассмотрев все детали истории, там пришли к выводу, что в клинике "истец была обманута и введена в заблуждение, в услугах по данному договору не нуждалась, ей не была предоставлена информация о платных услугах. Воспользовавшись затруднительным положением истца, ответчик умышленно создал ситуацию, в которой было сложно принять взвешенное решение, ответчик сообщил недостоверные сведения об услугах, чрезмерно завысил цены с прикрытием вымышленных скидок".
В итоге суд обязал клинику не только вернуть деньги пациентке, но еще и выплатить компенсацию морального вреда в размере 30 тысяч, а также штраф за то, что не удовлетворили законные требования добровольно. А это – плюс 50 процентов к взысканной сумме.
Это совершенно закономерное решение, которое может стать прецедентным. Кроме того, это – хорошая прививка для коммерческих организаций, которые не гнушаются откровенным обманом пациентов, говорит юрист, управляющий партнер компании "Некрасов, Рудоманов и партнеры" Андрей Некрасов.
НЕКРАСОВ: Банальная защита прав потребителей, и потому суды должны вставать на сторону пациентов. Такие судебные дела должны влиять на бизнес, оказывающий медуслуги, и здесь позитив, конечно, есть, мы видим привлечение к дисциплинарной ответственности, здесь речь идет о высказанных средствах, что не может не влиять на бизнес. В конце концов это – его деньги.
Эта история – еще и важный урок для всех потенциальных пациентов. Предложений о бесплатных УЗИ, исследованиях полости рта, полной диагностике организма сейчас – предостаточно. Выглядит это все убедительно. Потому что давит в прямом смысле на больное: вам предлагают безвозмездно услугу. Но в этом и подвох, предостерегает член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.
СТАРЧЕНКО: Бесплатно никто не хочет работать. И проведение бесплатных манипуляций, диагностики и прочего – это нагрузка на медицинское учреждение. Следовательно, оно рассчитывает каким-то образом вернуть эти деньги. Т.е. изначально никаких бесплатных или дешевых акций быть не может. Впоследствии человек заплатит за эту процедуру уже в других вариантах.
Но как быть пациенту, если ему действительно необходимо какое-то исследование, а денег на него нет? Его можно сделать по этой так называемой акции бесплатно. Только не слушать никаких диагнозов в момент исследования. Их ставит лечащий врач, а не тот, кто проводит исследование, поясняет Алексей Старченко.
СТАРЧЕНКО: На это и идет расчёт – испугать пациента каким-то заключением. Но ультразвуковой врач никаких диагнозов не устанавливает. И потому, если пациенту говорят "приходите на бесплатное УЗИ", вот и ограничьтесь этим УЗИ и получением бланка этого УЗИ. И дальше идите в поликлинику к вашему врачу, который вас наблюдает, где находится ваша меддокументация, чтобы сличить эти данные.
Если же вам выставили серьезный диагноз, всегда перепроверьте это в другом месте, советуют и юристы, и врачи. Второе мнение необходимо. В случае же конкретного обмана стоит взять все чеки и договоры и отправляться в правоохранительные органы.
Также те, кто столкнулся с вымогательством, могут жаловаться в том числе в Роспотребнадзор. И стоит помнить: навязывать медицинские услуги запрещено законом!