Картинка

Авторские материалы Получение компенсации за неисправное авто – мошенничество?

24 января 2025, 14:05

Персоны

Компании-автодилеры фиксируют случаи мошенничества со стороны недобросовестных покупателей, которые, злоупотребляя правом, получают через суд огромные компенсации за неисправные автомобили. Однако, по мнению экспертов, по отдельные случаи мошенничества не говорят о массовом "потребительском экстремизме". В проблеме разбирался корреспондент Олег Яхонтов.

По версии автодилеров, схема мошенничества выглядит, как обычная покупка машины с истекающим сроком гарантийного обслуживания на вторичном рынке, но через автосалон. Затем покупатель через какое-то время заявляет о серьезной неисправности и подает иск в суд. Причем юристы, работающие с автодилерами, подозревают в предвзятости, как экспертов, к которым обращается новый владелец транспортного средства, так и судей, которые целиком и полностью полагаются на выводы экспертизы и присуждают истцу компенсацию с несколько раз, превышающую сумму, которую он заплатил за машину. Пока проводится экспертиза и дело находится на рассмотрении суда, ответчику ежедневно начисляется неустойка в размере 1% от цены товара. То есть если автомобиль стоит 3 млн., то ответчик (например автосалон) при неблагоприятном для него исходе дела, должен будет заплатить 30 тыс. рублей, помноженных на количество дней, пока дело было в суде. При этом при вынесении решения, суд обязан еще и в придачу к этой неустойке взыскать 50% от присужденной суммы – потребительский штраф. По информации автодилеров, за дефекты в автомобиле Kia, который стоил 2 млн рублей, компания была вынуждена заплатить 50 млн. руб. За неисправную камеру кругового обзора в Audi A6 суд взыскал с дилера более 30 млн. при изначальной стоимости ТС чуть больше 8 млн. Версия же о мошенничестве появилась после того, как выяснилось, что все эти решения вынес один и тот же судья. А все истцы перед процессом регистрировались по адресам, которые попадают в юрисдикцию определенного суда. Причем если дело попадало к другому судье, то автовладельцы забирали иски и подавали их вновь и вновь до тех пор, пока дело не попадало к конкретному судье. По факту подобного мошенничества в Тольятти было возбуждено УД. Однако ряд экспертов не видят здесь опасной тенденции, связанной со злоупотреблением правом со стороны покупателей. Отдельные случаи мошенничества встречаются во всех сферах нашей жизни, но строить целую систему, когда люди, пользуясь строгостью закона "О защите прав потребителей" занимаются т.н. "потребительским экстремизмом" нельзя. Этого понятия нет в законодательстве, а более корректное – "злоупотребление правом" – термин гражданского судопроизводства, тогда, как мошенничество – уголовное преступление. Если автодилеры подозревают покупателей именно в этом, то вполне могут обратиться в правоохранительные органы, что и было сделано в Тольятти. В остальных случаях закон о защите прав потребителей всегда дает возможность договориться сторонам конфликта до суда, что и делается в подавляющем большинстве случаев.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация