Авторские материалы "Не верьте себе": ЦБ разъяснил, как считать инфляцию
Персоны
Личное ощущение инфляции почти всегда и везде не совпадает с официальной статистикой. Центробанк опубликовал бюллетень «О чем говорят тренды». По мнению ЦБ, люди склонны считать, что цены растут быстрее, чем об этом сообщают власти. Это нормально, но неправильно. В субъективных и объективных вещах разбирался Борис Бейлин.
"Человек есть мера всех вещей", – говорил древнегреческий философ Протагор. Но это – софистика. Центробанк объяснил, что доверять нужно не своим ощущениям, а данным Росстата.
Официальная инфляция в прошлом году составила 9 с половиной процентов. Однако, судя по опросам, граждане считают, что цены выросли почти 16 процентов. Это, кстати, – средняя оценка. Некоторые респонденты полагают, что все подорожало гораздо сильнее.
Все дело в том, что у каждой семьи – своя потребительская корзина, пояснили в ЦБ. Это – общемировая практика. Поэтому кто-то считает, что цены выросли выше уровня официальной инфляции, кто-то – ниже. Тех, кто полагает, что цены растут слишком быстро, – большинство.
Но Росстат в своих исследования исходит из среднестатистического домохозяйства. Этим и объясняются расхождения. Ведь ни одна семья не в состоянии в точности повторить усредненную структуру расходов. Ту, что используют специалисты Росстата.
Кроме того, люди обращают внимание прежде всего на те товары, которые действительно сильно подорожали. А те, что подешевели или остались на прежнем уровне, просто не замечают. А есть еще и фактор сезонности. К примеру, фрукты и овощи зимой растут в цене, а летом падают. И нужно учитывать среднюю оценку.
Еще одна проблема – товары-маркеры. Они тоже могут вводить в заблуждение. Скажем, из-за роста цен на бензин потребитель иногда делает неправильный вывод, что также сильно дорожают и остальные товары.
При этом ЦБ считает, что к альтернативным оценкам инфляции следует подходить с осторожностью. Так, банки основываются на транзакциях своих клиентов. Но это говорит не о ценах, а о расходах. А это – разные вещи.
В свою очередь, социологические службы опрашивают небольшое количество граждан. И это также не дает построить объективную картину мира.
Нельзя точно судить об инфляции и отталкиваясь от оценок конкретного потребительского набора. От "индекса оливье", борща или шашлыка. Такие индексы показывают ценовые тренды на узких рынках, дают одностороннее представление и не могут считаться альтернативой официальному показателю роста цен.
Мнения же пользователей соцсетей вообще предельно субъективны.
А вот Росстат использует научную методику. К примеру, ежемесячно публикует данные о средних потребительских ценах по сотням товаров и услуг. Они как раз входят в среднюю потребительскую корзину. Так же Росстат каждый квартал собирает данные о структуре расходов. Он видит, что происходит в каждом регионе. Так что именно его информации можно доверять.
Правда, с такими оценками многие наверняка не согласятся. За продуктами и товарами граждане ходят не на сайт Росстата, а в магазины и на рынки. Офлайн и онлайн. И там, вслед за Протагором, люди приходят к мысли, что «всё есть таким, каким оно нам кажется». Хотя, конечно, это – не научная точка зрения.