
Авторские материалы Закон о навязывании допуслуг скорректируют
Персоны
Госдума планирует принять законопроект, запрещающий бизнесу навязывать дополнительные услуги. Например, автоматическая страховка при покупке железнодорожных и авиабилетов, страхование жизни и имущества при оказании банковских услуг или включение в коммунальные счета оплату кабельных каналов или работы консьержа. Подробности выяснял корреспондент Олег Яхонтов.
Это не первая попытка государства урегулировать правила оказания услуг населению. Полтора года назад в административном кодексе появились штрафы за навязывание дополнительных опций при покупке авиа- и ж/д билетов, оплате коммунальных платежей и многого другого. Однако, по мнению юриста по защите прав потребителей Александра Алексеева, эти меры пока неэффективны, поскольку не могут нивелировать прибыль от навязанных услуг:
АЛЕКСЕЕВ: Те штрафы, которые у нас существуют, они абсолютно бесполезны, настолько они мелочны. Для сравнения: штраф за навязывание потребителю допуслуг составляет на должностных лиц – от двух до четырех тысяч рублей; для компаний от двадцати до сорока тысяч рублей. Чтобы вы понимали: средняя навязанная страховка стоит по 300-400 тысяч.
В итоге в Госдуме решили откорректировать уже сам закон о защите прав потребителей, напрямую запретив навязывание любых платных дополнительных услуг, в том числе в сфере авиа- и железнодорожных перевозок, когда при покупке билетов онлайн у перевозчика или компании-агрегатора в полях, где обозначены различные услуги уже предустановлены галочки, обозначающие согласие клиента на покупку этих дополнительных опций, например, страховки или смс-оповещения. Этого пассажиры иногда не замечают и в результате заранее соглашаются на покупку. Причем зачастую даже более опытные пользователи не могут разобраться, как можно отключить эти услуги. Согласно новому законопроекту автоматическое включение допуслуг будет запрещено. Правда, по мнению адвоката Игоря Баранова, в документе пока есть ряд неопределенностей:
БАРАНОВ: Недостаточно разграничено положение между обязательными услугами и навязанными. Вот здесь могут быть спорные моменты, которые, как продавец, так и покупатель могут использовать в своих интересах.
Однако законопроект не запрещает различные маркетинговые схемы по рекламе дополнительных услуг из серии: «доплатите всего тысячу рублей и получите 50 при отмене рейса». Тем более, что только за прошлый год дополнительные услуги осознанно приобретались примерно в 60% случаев. Пассажиры покупали питание в самолетах, доступ в бизнес-залы, страховали багаж и т.д. С принятием закона система продаж станет более прозрачной и честной. Правда по мнению главы Института развития предпринимательства и экономики Артура Гафарова, это не значит, что весь бизнес начнет вести себя в этом плане честно:
ГАФАРОВ: Любое ценообразование и тарифы, которые бизнесом устанавливаются – это достаточно выверенная история с точки зрения бизнес-модели. И если мы запрещаем, например, банку навязывать этот процент к кредиту, то ему приходится пересчитывать всю эту конструкцию с точки зрения выпадающих доходов и того, как их можно возместить.
Чтобы избежать ненужных трат стоит быть ответственными и самим потребителям. Внимательно смотреть на цену, следить за ее изменением в случае продолжения покупки, которая, как правило, состоит из нескольких этапов. Если в итоговом счете есть дополнительные услуги, то цена будет отличаться от изначальной, и у покупателя всегда есть возможность вернуться на шаг назад. Главное – не спешить.