Картинка

Авторские материалы Теория без практики – деньги на ветер?

21 февраля 2025, 13:51

Персоны

В Госдуме усомнились в качестве переподготовки медработников в некоторых учебных заведениях. Спикер Нижней палаты Вячеслав Володин в своем телеграмм-канале привел статистику: "Ежегодно порядка одного миллиона медицинских работников проходят курсы повышения квалификации, и такие услуги сегодня предоставляют частные фирмы, многие из них – дистанционно. И чтобы терапевту переквалифицироваться в стоматолога или акушера-гинеколога, достаточно заплатить 20 тысяч рублей фирме. А это снижает качество медпомощи". Можно ли этого избежать, не отказываясь от современных технологий, узнала Марина Костюкевич.

Дополнительное образование врачам или среднему медперсоналу сегодня предлагают прямо на дом. Достаточно войти в Интернет и выбрать нужную программу. Услуги зачастую предоставляют частные фирмы, в том числе дистанционно. Лично вручат только удостоверение или сертификат. Таким подходом заинтересовались в Госдуме. И проверили: что, кто и за сколько предлагает медикам в качестве дополнительного образования?

Спикер нижней палаты Вячеслав Володин привел пример: "Чтобы терапевту переквалифицироваться в стоматолога или акушера-гинеколога, достаточно заплатить 20 тысяч рублей фирме. И необходимое свидетельство об образовании готово. За прохождение программы повышения квалификации плата меньше – всего 4-5 тысяч рублей". Он засомневался в качестве такой подготовки и квалификации таких специалистов.

Безусловно, врачи должны постоянно совершенствовать свои навыки, это непреложный закон, иначе они не смогут оказывать услуги на высоком уровне, говорит директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович.

ПОПОВИЧ: Нам нужны отличные врачи, современные врачи, и специалисты, которые закончили медвуз 10 лет назад, уже сильно отстают в современных тенденциях, если они не повышают свою квалификацию.

Переквалификация и дополнительное образование у медиков были всегда. Раньше было принято проходить 144-часовые курсы каждые пять лет. Потом от этого отказались. И все пять лет медики должны были без отрыва от работы получать баллы, которые потом засчитывались за повышение квалификации. Но и эта система себя не оправдала. Потому в последние годы получили популярность курсы, где можно пройти переподготовку без отрыва от работы. Речь идет, прежде всего, о таких направлениях, как терапия, эндокринология, иммунология. Хирурги, например, не могут учиться на таких курсах. Они совершенствуются только на практике.

Для тех, кто может без отрыва от работы учиться новому, есть немало частных курсов онлайн. Стоят они недорого. Но это и настораживает. Если посмотреть, чему там учат, то это – не всегда приемлемый вариант. А иногда – и очевидная халтура, говорит Лариса Попович.

ПОПОВИЧ: Онлайн для медика – это вообще ерунда. Потому что для медика без практических навыков, без клинической практики – это теория. Марк Твен в свое время говорил: "Не читайте медицинских справочников – можете умереть от опечатки". Такая же история и здесь. Нельзя теоретическими курсами научиться практиковать.

В то же время дистанционное обучение – это зачастую выход для медиков, например, из отдаленных регионов. Они могут параллельно с основной работой в клинике, не выезжая, получить дополнительные знания, говорит член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.

СТАРЧЕНКО: Я боюсь чего? Что сейчас огульно это все запретят. Огульный запрет приведет к тому, что у людей будет меньше возможностей учиться физически. Сократится число мест. И второе – цена вырастет в несколько раз. Нужно подходить взвешенно. За эти годы сложилась определенная инфраструктура. Цифровизация побеждает в нашей стране. И если мы отменяем цифровизацию – мы получаем услуги очень дорогого уровня. И уже доступность такого образования будет гораздо меньше.

Выход здесь один – серьезный контроль за тем преподаванием, которое предлагают на таких курсах, говорит Лариса Попович.

ПОПОВИЧ: Я за то, чтобы Минздрав усилил контроль за теми фирмами, которые этим занимаются. Возможно, с помощью системы аккредитации или сертификации их компетентности в переподготовке тех специалистов, о которых они заявляют. Здесь необходим очень жесткий контроль.

За это выступают и в Госдуме. Там намерены изменить подходы к составлению учебных программ и ужесточить требования к лицензированию образовательных организаций.

Эксперты считают, что после того, как в этой сфере наведут порядок, может появиться реестр учебных центров и заведений, которые на деле докажут способность в удобной форме повышать квалификацию медработников, а не просто выдавать дипломы за деньги.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация