
Авторские материалы Осторожно, доставщик! Курьерам запретят разгоняться на тротуарах
Персоны
Депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга предлагают переместить большую часть электровелосипедов на проезжую часть. А по тротуарам разрешить двигаться только со скоростью в десять километров в час. В Заксобрании подготовлено соответствующие обращение в Минтранс, сообщил спикер городского парламента Александр Бельский. Между тем в Москве с начала года полицейские оштрафовали четыре тысячи курьеров на электровелосипедах. За нарушение правил дорожного движения. В ГИБДД напоминают: двигаться на мопедах по тротуарам нельзя. Но эту норму не соблюдает огромное количество доставщиков. О снижении скорости и повышении уровня безопасности на дорогах – Борис Бейлин.
Число жалоб граждан на несоблюдение правил дорожного движения курьерами растет. Полиция проводит в Москве специальные рейды. Они носят название «Велокурьер». По самым скромным оценкам, ежедневно на улицы города выезжают сто тысяч курьеров на электровелосипедах. Они доставляют полмиллиона заказов в сутки. По правилам у всех должны быть специальные номера на рюкзаках. И светоотражающие элементы на одежде. С мая электровелосипеды курьеров должны быть оборудованы ограничителями скорости. Так, чтобы доставщики могли ехать со скорость не более 25 километров в час.
Сейчас по закону электровелосипеды подразделяются на несколько видов. Маломощные (с двигателем до 250 ватт и с максимальной скоростью как раз до 25 километров в час) приравнены к обычным педальным велосипедам. В случае отсутствия велодорожки они могут двигаться по тротуарам, отмечает автоюрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Если электродвигатель – до 250 ватт, то лицо, которое управляет таким транспортным средством, приравнивается к пешеходу. По правилам дорожного движения, он может передвигаться в том числе по тротуару. Конечно, не создавая препятствий для других участников дорожного движения, в данном случае – пешеходов.
Всё, что мощнее 250 ватт, – это уже мопеды и мотоциклы. То есть транспортные средства, место которым – на проезжей части. Они должны двигаться по правой полосе. Или по обочине. Если это не создает помех для пешеходов.
В случае если человеку на мопеде нужно съехать на тротуар, он должен спешиться. Это требование относится и к легким электровелосипедам, и к самокатам, если по тротуару идут люди. В этом случае, правда, можно и просто снизить скорость до скорости пешехода.
Курьеры обычно используют относительно мощные электровелосипеды. С мотором по 300-500 ватт. Они могут разгоняться до 50-60 километров в час. И часто именно они выезжают на тротуары. Это незаконно. За это полагается штраф до двух тысяч рублей.
Привлечь к ответственности нарушителей не так просто. Со стороны на глаз установить мощность электровелосипеда или электросамоката трудно. Для этого сотрудник ГАИ должен сначала остановить курьера, продолжает Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Они изучают так называемый шильдик. Там вся информация обычно указывается. В том числе мощность. В серьезных случаях (управление в состоянии алкогольного опьянения, скрытие с места ДТП) этой информации достаточно для судов, чтобы определить, какое это транспортное средство.
В определенных случаях сотрудники ГАИ могут отправить электровелосипед на экспертизу.
Считается, что три четверти велосипедов курьеров находятся в их личной собственности. Остальные принадлежат компаниям, нанимающим доставщиков товаров. И как раз такие электровелосипеды часто уже имеют встроенный ограничитель скорости.
С января по сентябрь прошлого года число аварий, в которых участвовали электровелосипеды и средства индивидуальной мобильности, выросло на 42 процента – по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. В таких ДТП погибли 44 человека. 4 тысячи были ранены. Смертность увеличилась более чем на 40 процентов, травматизм – почти на 50 процентов. И практически половина ДТП приходится на тротуары и пешеходные зоны. Электровелосипеды, в отличие от обычного транспорта, – почти бесшумны. Люди просто не успевают понять, что сзади на большой скорости несётся доставщик.