
Кавказский акцент Оберег от забвения
Персоны

- Фольклорные танцевальные коллективы как трансляторы национальной культуры.
В "Кавказском акценте" Зоя Махмудова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Сектора Кавказа Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Евгения Примакова Российской академии наук. Николай Мамулашвили расспросит этнографа о роли танцевальных коллективов в деле сохранения и трансляции традиционной культуры.
- Государство рассчитывало, что ансамбли будут представлять культуру не только внутри страны, но и за пределами. И говорили, что иногда они могли сделать то, что не удавалось даже дипломатам, – отмечает Зоя Увайсовна.
И вот интересный факт – по сути эталонными традиционными народными костюмами, а в них, как правило и облачены артисты национальных коллективов, мы, по умолчанию, считаем одежду очень узкого исторического периода – стыка XIX и XX веков.
- И этому есть объяснение, – продолжает мысль этнограф, – это обусловлено спецификой источниковой базы. Ведь и значительная часть этнографических коллекций наших музеев относится к этому периоду. Как и визуальные источники, на которые опираются художники, сценографы, постановщики танцев – это всё вторая половина девятнадцатого или начало двадцатого веков.
Потому что более ранний период меньше обеспечен источниками, его сложнее восстанавливать.
Безусловно, основой сценических образов становились традиционная одежда знати – более нарядная и привлекательная.
Однако некоторые традиции в художественном преломлении требовали от артистов подвигов. Пример тому – старинный адыгский танец «Тляпатет», который поставил для ансамбля имени Моисеева художественный руководитель адыгского ансамбля «Нальмэс» Аслан Хаджаев. Название этого танцы происходит от традиционной обуви – очень специфической, которую носили адыгские девушки знатного происхождения. Их называют ещё «ходули» – деревянные сабо, которые имели достаточно высокую опору под носком и пяткой. Часто они богато украшены инкрустацией и серебром, обтянуты бархатом. И для активных движений, танца они никак не предназначены. Их задача – максимально подчеркнуть значительный статус невесты.
Кавказский акцент. Все выпуски
- Все аудио
- Кавказский акцент