Научно-познавательный журнал Самый древний корабль в мире
Ладья фараона оказалась деревянным судном, которому намеренно придали форму большого челна, изготовленного из связок стеблей папируса. Такие челны плавали по Нилу еще за 5000 лет до Р. X. В собранном виде ладья имеет 43,4 метра в длину и 5,9 метра в центральной, самой широкой части. Глубина составляет 1,78 метра, максимальная осадка - 1,48 метра, водоизмещение - около 45 тонн.
Внутри корабль напоминал вытянутую в длину половинку ореховой скорлупы. По бортам лежали длинные доски, служившие опорой палубного настила. На них были уложены поперечные доски самой палубы. В носовой части десять тонких деревянных колонн с капителями, стилизованными под бутоны лотоса, поддерживали балдахин. Для чего был устроен этот навес - неясно. Вероятно, под ним прятался от палящих лучей солнца капитан или жрец, руководивший священной церемонией во время плавания.
Знаток древних кораблей Б. Ландстрем отмечает полное отсутствие на барке краски и магических предохраняющих талисманов. Отсюда, делает вывод он, ясно, что лодка построена специально для того, чтобы отвезти мумию фараона к святым местам Египта: в Саис, Буто и Абидос.
А вот доктор Искандер, проводивший химическую реставрацию, думает, что ладью построили прямо возле траншеи, разобрали и захоронили, так как в обмазке известняковых блоков найдено множество щепок кедра, акации и других пород деревьев. Ему возражают: почему же тогда траншея оказалась на 9 метров короче ладьи?
Выходит, каменотесы не знали, что они будут хоронить. Но аргумент этот слабый: как раз каменотесы-то и могли знать, что в разобранном виде для ладьи больше места не потребуется.
Наконец, хранитель египетских древностей Британского музея И. Эдварде высказал точку зрения, которая как будто примиряет всех: из пяти судов, некогда захороненных вокруг пирамиды Хеопса, одни участвовали в погребальной процессии, а другие предназначались служить фараону в загробной жизни.