"Страшные сказки" Маттео Гарроне открыли Фестиваль нового итальянского кино
Итальянцы в России бывают регулярно. Не сложно заметить. Особенно кинематографисты. В марте проводился фестиваль под названием «Из Венеции в Москву», а уже на этой неделе открылся 19-й фестиваль N.I.C.E.
В переводе с английского nice означает «мило». Действительно, о современном итальянском кино по меньшей мере можно сказать: «Мило». А вообще, это аббревиатура английских слов New Italian Cinema Event – новое итальянское кинособытие. Понимать это надо буквально, поскольку большинство картин – дебюты. Но гвоздём программы является приезд в Москву режиссера Маттео Гарроне и показ пяти его картин. Он - лауреат Каннского кинофестиваля и Берлинале. Его дебют демонстрировался на самом первом фестивале N.I.C.E., когда фестиваль ещё не проводился в России, 25 лет назад. Из 13 картин нынешнего кинофестиваля N.I.C.E. 5 составляют ретроспективу режиссера Маттео Гарроне. Начались показы последним фильмом режиссера «Страшные сказки».
Ленту «Страшные сказки» в Италии признали национальным достоянием. Это красочная фантасмагория основана на книге неаполитанского писателя XVIII века Джамбаттисты Базиле. Три истории, три королевства. Правитель одного приручил блоху, другой очарован загадочной девушкой, а королева третьего мечтает о наследнике и ради этого готова на многое.
«Я исходил из волшебных рассказов о сверхъестественном и пытался привести их в область реализма. А в прошлых фильмах я делал наоборот: исходил из реальности и пытался провести ее в сказочное, фантастическое измерение», - рассказывает Маттео Гарроне.
Режиссер вывернул действительность наизнанку и, как шутят критики, омрачил реальность в фильмах «Таксидермист», «Первая любовь», а также в картинах «Гоморра» и «Реальность», за которые режиссер получил Гран-при Каннского кинофестиваля.
Остальные 8 фильмов смотра созданы начинающими авторами. Алессия Скарсо – единственная женщина среди участников. С улыбкой говорит, что в ее первой полнометражной картине «Итало Барокко» оператор, продюсер и сценарист – тоже женщины. Единственный представитель мужского пола - пес Итало, главный герой картины.
«Эта собака действительно существовала в местечке Шикли на Сицилии. Там произошел случай, когда стая бродячих собак насмерть загрызла ребенка, и тогда всех их ликвидировали. Этот пес умудрился остановить психоз и примирить жителей с бродячими собаками», - говорит Алессия Скарсо.
В итальянском кино, по мнению некоторых критиков, большой запас ума и доброты. Дебютантов этого года волнуют в основном семейные отношения.
В фильме Томмазо Аньезе «Меня зовут Майя» из-за того, что отца никогда не бывает дома, дочери решают самостоятельно узнать жизнь, посещая взрослые вечеринки, дискотеки и тату-салоны.
Проблемы взросления - еще одна важная тема для молодых режиссеров.
«В программе есть фильмы о студентах, которым до получения диплома осталось несколько дней. Они закончат университет, но не знают, как войти в этот мир, как жить дальше, кем работать. Тема актуальна, потому что в Италии большая безработица», - комментирует директор фестиваля N.I.C.E. Вивьяна дель Бьянко.
Тенденция последних лет, говорят критики, заключается в том, что молодые не хотят следовать традиции, им важно, прежде всего, выразить себя. И фестиваль открывает двери начинающим режиссерам с оригинальным взглядом на профессию.
«Я должен сказать, - отмечает историк кино Наум Клейман, - что за все годы, что люди приезжали на этот фестиваль, сделали свою карьеру и не обманули ожиданий, потому что большинство из них остались художниками. Это очень важный фестиваль. С другой стороны, это остров справедливости, потому что общая беда кинематографа в том, что прокат попал в руки монополистов».
В России в этом году география смотра расширилась. Сразу после Москвы и Петербурга новое итальянское кино увидят еще в 13 городах.
Читайте также:
Лучшие дебютные фильмы итальянских режиссёров привезли в Москву
Фестиваль нового итальянского кино N.I.C.E. открывается в столице