В Третьяковской галерее открылась ретроспектива работ Александра Рукавишникова
Ретроспективу работ Александра Рукавишникова открыла Третьяковская галерея. В экспозицию вошло около 60 произведений разных лет, в том числе 5 скульптур, выполненных специально для этой выставки.
В Третьяковской галерее на Крымском валу впервые открылась ретроспективная выставка скульптора Александра Рукавишникова. На двух этажах – от ранних работ до тех, которые мастер создал к специально к вернисажу. Цитируя Дали, Рукавишников говорит, что объяснять свои произведения не нужно. Тем не менее мастер согласился устроить экскурсию по новой экспозиции для нашего корреспондента Юлии Кундрюковой.
Эту выставку Александр Рукавишников предлагал назвать «Неоконформист». В честь своего кумира – Микеланджело, которого считает конформистом. Одну из первых замеченных в художественном мире работ он посвятил Буонарроти. И ваял в его духе – из куска мрамора, без подготовки. С непривычки разбил руки в кровь.
«Обычно сначала делается модель в мягком материале, потом по точкам переносится. А это вот было именно так, как работал сам Буонарроти. Поэтому такой был маленький, но поступчик», – говорит Александр Рукавишников, скульптор, народный художник России.
Поступки – это стихия Александр Рукавишникова. Этому и студентов учит. Однажды он полгода не мог дождаться, когда его ученики сделают обрамление для зеркала.
«Пластилин давайте и засекайте время. У меня бывают такие бравадные... В общем, лепил я его 6 минут и какие-то секунды. Ну, вот отлили, вот получился – из алюминия», – делится Александр.
Постоянная тема творчества Рукавишникова – язычество. Он даже придумал термин: «советское язычество». Работа «Финки» начала 2000-х – как раз об этом. Пионерка с галстуком на шее с удовольствием участвует в ритуальном убийстве животного.
«Вообще мы живем, вот в те времена мы жили, конечно, в языческой стране, и она была трогательна по-своему, и в ней можно шукшиновские какие-то находить и радости. А вместе с тем есть люди, которые ломают церкви на бульдозере и гордятся этим, и считают себя героями – то есть маразм такой», – отмечает Александр Рукавишников.
Своих героев Рукавишников любит, некоторыми – восхищается. Как, например, этой тройкой из дерева – Сергий Рандонежский, Александр Пересвет и Дмитрий Донской. Или сделанной специально к выставке бронзовой Фанни Каплан – той, что покушалась на жизнь Ленина. А какие-то изваяния награждает цветом.
«Какие-то вещи, мне кажется, должны быть цветные. Мне кажется, что в данном случае понятно, зачем цвет. Чтобы еще усилить. Потому что она неплохо смотрится, когда она не цветная, – там есть у нее варианты. Но цветная она как-то еще веселей», – делится Александр.
На поверхности скульптур Рукавишников часто показывает, как работа появляется на свет: видно грубый камень, рядом – начало вырубки и шлифовка. И формы умышленно искажает – чтобы уйти от канонов и создать новое – как в одной из последних работ «Похищение Европы».
«Чтобы не получались все время ученические вещи, которые уже достали всех, вот чтобы уйти как-то в формализм... В принципе, это всё придуманное. Вот таз – посмотрите. Тут от таза человеческого ничего нет», – демонстрирует Александр.
Экспериментирует Рукавишников и с материалами: в начале 80-х он создал символ актуальной в тот период музыки. У гипсового панка – меховой ирокез. Тогда так не делал никто.
«Поколение 70-80-х, к которым принадлежит Александр Рукавишников, – они, стоя на плечах своих предшественников, шестидесятников, которые какую-то струю уже новую пустили в пластику, сумели вывести скульптуру на уровень вот этой сложной символики», – отмечает куратор выставки Ирина Седова, заведующая отделом скульптуры Государственной Третьяковской галереи.
Он продолжает в работах символически изображать то, что происходит в мире. «Прощание славянок» – скульптура, которую Рукавишников посвятил сегодняшним взаимоотношениям России и Украины. Один торс, как у сиамских близнецов, и лопата, которая пытается их разделить.
Юлия Кундрюкова