90 лет Игорю Золотусскому
Писатель, литературовед Игорь Золотусский 28 ноября отметит 90-летие. Одну из его первых публикаций прочёл Чуковский и заявил: «Ваше дело — литература, бросайте все остальное!». Всю жизнь Золотусский исследует русскую классику, чтобы разрушить шаблонные представления о ней.
В этом доме в Переделкине, известном как дом Пастернака, Игорь Золотусский живет больше 20 лет. Многим зрителям телеканала «Культура» это место знакомо — здесь часто снимали программы.
Игорь Золотусский — историк литературы, писатель, журналист: «И в этом кабинете, и на участке. Вот, там, в лесу, на участке мы снимали фильм об Астафьеве. Мы не ездили ни в Красноярск, никуда».
Игорь Петрович работает много. Недавно вышел сборник его лекций «От Пушкина до Набокова». Сейчас готовит книгу «Мои телевизионные денечки» — воспоминания о том, как снимали фильмы о писателях для телеканала «Культура».
«Те наши классики, которых мы тоже снимали, я их просто любил. Это принцип отбора — по любви. Потому что если не любишь — будешь вялый, скучный, неинтересный».
Съемки в местах, связанных с великими, помогали обрести новую интонацию, говорит Игорь Петрович. В Тарханах — родовом имении Лермонтова — глубже понять первые горести и радости поэта. В Белоруссии, где снимали о Василе Быкове — прочувствовать страдания белорусов во время войны.
«Принцип работы перед камерой — чистая импровизация. Никогда у меня не было листа перед глазами. И я даже за несколько минут до того, как Женя Тимохин включал камеру, не знал еще, что я буду говорить».
Такой съемочный процесс Игорь Золотусский называет истинным творчеством. Считает себя счастливым от того, что всю жизнь занимается любимым делом. В планах будущего года — 4-серийный фильм к 200-летию Некрасова.
«Некрасов, с одной стороны, безжалостный практик в издательском деле, а с другой стороны, добрая душа русская».
Познание Гоголя, которым Игорь Золотусский занимается большую часть жизни, — это прежде всего познание самого себя. Книгу о нем писал 10 лет.
«Это тоже была борьба с собой, со своим незнанием. Наконец, с таким сильным магнетическим влиянием личности Гоголя, от которого нужно было освобождаться, чтобы отойти на расстояние и быть самостоятельным. Это трудно. Очень».
Сценарий фильма о Гоголе тоже давался с трудом. 150 написанных страниц сначала казались автору чистым графоманством.
Игорь Золотусский: «Я эти 150 страниц уничтожил и начал снова. Как Гоголь. И чем, конечно, больше я страдал, то есть, вернее, трудился, тем ближе я подходил к нему. И особенно был сильный момент, конечно, в Иерусалиме, куда Гоголь приехал поклониться Гробу Господню, чтобы уверовать твердо в то, что он верует в Христа. Я когда попал в эту пещеру, я встал на колени перед Гробом Господним. Я пережил такое, что рассказать словами нельзя. Поэтому когда я вышел оттуда и передо мной была камера — Юра стоял с камерой — я, наверное, минут 10 молчал. И такое сострадание к Гоголю так связало меня с ним. Потому что он был разочарован, он считал, что его молитвы не дошли до Господа, что он был черствым. И я, сострадая ему, еще больше сблизился с ним».
Юлия Струкова
Новости культуры