В галерее "Наши художники" открылась выставка "Мистерия Павла Челищева".
Художник Павел Челищев знаком лишь узкому кругу искусствоведов. Большую часть жизни он прожил за границей, покинув Россию "в первую волну" эмиграции. Плодотворно работал во Франции и Англии в 20-х, позже переехал в США. Поэтому его наследие — в зарубежным музеях и частных коллекциях. На этой выставке представлена живопись, театральные эскизы и даже платье-костюм к балету "Ода". Всего более сорока работ. Эти две картины — "Коррида " и "Матадор" — были написаны в 30-х годах после поездки в Испанию.
Наталия Курникова, куратор выставки: "Они совсем не о кровавой корриде. Они вот о каком-то празднике, о радости. Там вы даже не видите арены, это все перенесено в какой-то пустынный пейзаж и на самом деле в этих работах художник делает некоторые открытия художественные. Речь идет о сложной перспективе, у него каждый объект рассматривается со своей фиксированной точки зрения и вместе с тем не соединены в картину".
Рождённый в семье помещика, человек образованный и многосторонний, Павел Челищев в совершенстве владел несколькими иностранными языками, обожал балет. Во время революции семья переехала в Киев, где Челищев поступил в Академию художеств. Потом ушел в добровольческую армию картографом и в конечном счете эмигрировал. Живопись Челищева вызывала противоречивые суждения — зритель её просто не понимал.
Александр Кузнецов, исследователь, коллекционер: "Это последний период нашего замечательного героя. Период этот мягко перетекает из крутящихся его голов до тел и объектов, которые созданы вот этими светящимися линиями. Мысль, заложенная она продолжает развиваться в контексте того, что Челищев исследовал человеческое тело. всевозможно препарируя его, то есть от внутренних пейзажей, где капилляры насыщены не кровью, а светом".
Метафорист в живописи — свой путь Павел Челищев называл творческим "поиском ангельской перспективы". Бесконечно экспериментировал и переосмысливал окружающую действительность. Работал как театральный художник с Сергеем Дягилевым и Джорджем Баланчиным.
Георгий Коваленко, искусствовед, театровед: "У него был роскошный театр, который не был похож не на кого, а только его искания в области света, свет был главной его живописью".
В балете "Ода" у Павла Челищева свет был главной декорацией. По описаниям современников, постановка "представляла собой зрелище доселе невиданное и экстравагантное". Фотографии балета можно увидеть в исследовании театроведа Георгия Коваленко. Над альбомом-монографией, посвященной художнику, он трудился несколько лет.