23 апреля 2021, 21:24 23 апреля 2021, 22:24 23 апреля 2021, 23:24 24 апреля 2021, 00:24 24 апреля 2021, 01:24 24 апреля 2021, 02:24 24 апреля 2021, 03:24 24 апреля 2021, 04:24 24 апреля 2021, 05:24 24 апреля 2021, 06:24 24 апреля 2021, 07:24

В галерее "Наши художники" открылась выставка "Мистерия Павла Челищева".

  • Картинка
  • В галерее "Наши художники" открылась выставка "Мистерия Павла Челищева".
  • Картинка
    Открытие выставки «Мистерия Павла Челищева»
  • В галерее "Наши художники" открылась выставка "Мистерия Павла Челищева".
Она приурочена к выходу в свет книги Георгия Коваленко. Это первое серьезное искусствоведческое исследование о художнике и сценографе, опередившем время.

Художник Павел Челищев знаком лишь узкому кругу искусствоведов. Большую часть жизни он прожил за границей, покинув Россию "в первую волну" эмиграции. Плодотворно работал во Франции и Англии в 20-х, позже переехал в США. Поэтому его наследие — в зарубежным музеях и частных коллекциях. На этой выставке представлена живопись, театральные эскизы и даже платье-костюм к балету "Ода". Всего более сорока работ. Эти две картины — "Коррида " и "Матадор" — были написаны в 30-х годах после поездки в Испанию.

Наталия Курникова, куратор выставки: "Они совсем не о кровавой корриде. Они вот о каком-то празднике, о радости. Там вы даже не видите арены, это все перенесено в какой-то пустынный пейзаж и на самом деле в этих работах художник делает некоторые открытия художественные. Речь идет о сложной перспективе, у него каждый объект рассматривается со своей фиксированной точки зрения и вместе с тем не соединены в картину".

Рождённый в семье помещика, человек образованный и многосторонний, Павел Челищев в совершенстве владел несколькими иностранными языками, обожал балет. Во время революции семья переехала в Киев, где Челищев поступил в Академию художеств. Потом ушел в добровольческую армию картографом и в конечном счете эмигрировал. Живопись Челищева вызывала противоречивые суждения — зритель её просто не понимал.

Александр Кузнецов, исследователь, коллекционер: "Это последний период нашего замечательного героя. Период этот мягко перетекает из крутящихся его голов до тел и объектов, которые созданы вот этими светящимися линиями. Мысль, заложенная она продолжает развиваться в контексте того, что Челищев исследовал человеческое тело. всевозможно препарируя его, то есть от внутренних пейзажей, где капилляры насыщены не кровью, а светом".

Метафорист в живописи — свой путь Павел Челищев называл творческим "поиском ангельской перспективы". Бесконечно экспериментировал и переосмысливал окружающую действительность. Работал как театральный художник с Сергеем Дягилевым и Джорджем Баланчиным.

Георгий Коваленко, искусствовед, театровед: "У него был роскошный театр, который не был похож не на кого, а только его искания в области света, свет был главной его живописью".

В балете "Ода" у Павла Челищева свет был главной декорацией. По описаниям современников, постановка "представляла собой зрелище доселе невиданное и экстравагантное". Фотографии балета можно увидеть в исследовании театроведа Георгия Коваленко. Над альбомом-монографией, посвященной художнику, он трудился несколько лет.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация