В Новой Третьяковке открылась выставка работ Гриши Брускина
В Новой Третьяковке открылась выставка работ Гриши Брускина. Художник выступил одновременно в роли режиссера и драматурга новой экспозиции. И название придумал театральное – "Смена декораций". Анна Аппалонова осмотрела выставку вместе с автором.
О том, что мир снова изменился, всем пришедшим на выставку напоминает человек на многоногом коне. Это всадник Апокалипсиса, и даже он в защитном противогазе спасается от вирусов и химического оружия. Остальных всадников не видно, но то, что они есть, подтверждает количество бегущих ног. Рядом – муза, которая спала сто лет. Ее лицо исказило все плохое, что случилось с миром за прошедший век.
"Я разбудил, художник разбудил. Я сказал, мол, муза, проснись,и она проснулась", – пояснил художник.
Художник Гриша Брускин эту выставку задумал, с одной стороны, как исследование, в котором важны заданные вопросы, с другой – как констатацию фактов, где никакие вопросы не смогут эти факты изменить. Две тысячи гипсовых человечков маршируют в тени крыльев двуглавого орла, который устроен как машина.
"Человек, который здесь изображен, изображен в виде штампованной игрушки, в позе, которая напоминает позу гладиатора, которая,полагаю, стала прототипом сначала фашистского приветствия в Италии, потом нацистского – в Германии", – отметил Гриша Брускин.
В этой толпе человек растворяется и по собственному желанию тоже. Выглядит как все, думает, читает популярные тексты. Серия картин – об этом. Герои похожи друг на друга как один и тот же человек. Совсем другие люди – в следующем зале. Работа называется "Вселенная на столе", здесь архетипы советского мифа в миниатюре, а здесь – в человеческий рост. Как если бы цивилизация будущего нашла следы XX века – коллекцию археолога, созданную Гришей Брускиным.
"Они были закопаны глубоко под землю, и три года он ждал. Ему было важно, что он не вмешивается сюда. Это не искусственная патина, это не искусственно состаренная бронза. Это все процесс реальный их жизни. И вот эта поверхность, вот в чем уникальность нашей выставки, впервые эти скульптуры мы можем увидеть очень близко", – заметила куратор выставки Ирина Горлова.
На этой выставке можно получить новый опыт – читать картины как текст. Художник придумал игру под названием "Алефбет" – алфавит на иврите. Гобелены, разделенные на 4 части, сотканы в виде книжных страниц. Чтобы их расшифровать, нужно пользоваться подсказками, они здесь тоже есть. Вариантов толкования несколько.
"Это чистая игра, в которую я вовлекаю зрителя. Я комментирую, эти комментарии написаны на стене, а зритель комментирует мои комментарии, и мы ведем беседу, потому что для меня важен активный зритель, с которым я все время в диалоге", – заметил автор.
Тема диалога помещена в название выставки – "Смена декораций". Толпы марширующих гладиаторов, посаженных в клетку или измеряемых циркулем, пирамиды, летающие аппараты – это все было в истории человечества, многое – не один раз. Что придет на смену этим декорациям? Это главный вопрос, который задает художник, а ответ на него – в конце этой выставки.
"Этот зал – это зал некий реквием, это некий контрапункт всей выставки, а комментарий – за зрителем", – заключил Брускин.