Парадный экипаж Екатерины II вернули в Царское Село после реставрации
Парадный экипаж Екатерины II вернулся в Царское Село после реставрации. Он использовался исключительно для торжественных выездов императрицы. Мастера восстанавливали карету три года. Репортаж Екатерины Грициенко.
Резной бордюр вновь извивается в листьях аканта. По краям крыши золотятся символы власти. Храповой механизм – рабочий, и карета снова на ходу. Выглядит экипаж теперь точно, как в XVIII веке. Поднимаются стекла при помощи ленты. Пуховые перины обтянуты чуть потемневшим бархатом. "Там на лесенке, подъемной в карету, коврики, которые стерты. Они не менялись. И можно сказать, что эти коврики потерты ногами наших многочисленных императоров", – рассказала директор Государственного музея-заповедника "Царское Село" Ольга Таратынова
Карету для Екатерины II создавали порядка двадцати специалистов. Слишком много материалов в конструкции – металл, кожа, дерево, стекло. Но имя Иоганна Букендаля навсегда вписано в историю. Автор выдающихся произведений экипажного искусства объединил два мощных тогда направления. Щегольство французской школы и практичность английской. Для российской императрицы мастер создал уникальный механизм. Кабина не была жестко закреплена. Она как бы висела на продольных ремнях.
Специальная подвеска делала карету максимально комфортной для пассажиров. Современники отмечали: поездка в экипаже была плавной и спокойной, словно прогулка на гондоле. Золоченая дверь кареты снабжена лишь одной ручкой – с внешней стороны. Открывать ее изнутри не было нужды. Лакей помогал выйти пассажиру. Еще бы, ведь это – парадный экипаж для самых ярких событий дворцовой жизни. До 1917 года карета была участницей всех коронаций. Для этого отправлялась в Москву.
"Она ехала в Москву не своим ходом. Сначала такие парадные экипажи закатывали на платформу. А с появлением железной дороги они путешествовали по ней", – пояснила хранитель коллекции карет Государственного музея-заповедника "Царское Село" Ирина Бредихина.
В парадную карету запрягали до восьми лошадей. Потому место кучера поднято так высоко – ему нужно было видеть дорогу. А еще внизу перекладина – в нее ногами упирался возница, когда с силой держал поводья. И пусть этот мощный экипаж не ездил по дальним маршрутам, зато преодолел путь в 260 лет.