22 февраля 2024, 16:03 22 февраля 2024, 17:03 22 февраля 2024, 18:03 22 февраля 2024, 19:03 22 февраля 2024, 20:03 22 февраля 2024, 21:03 22 февраля 2024, 22:03 22 февраля 2024, 23:03 23 февраля 2024, 00:03 23 февраля 2024, 01:03 23 февраля 2024, 02:03

Златоустовская гравюра: как сегодня сохраняют традиции художественного промысла?

  • Картинка
  • Златоустовская гравюра: как сегодня сохраняют традиции художественного промысла?
  • Картинка
    Златоустовская гравюра: как сегодня сохраняют традиции художественного промысла?
  • Златоустовская гравюра: как сегодня сохраняют традиции художественного промысла?
Как и в прошлом, сегодня в обработке изделий используют три металла — никель, серебро и золото.

Златоустовская гравюра знаменита не только в России, но и за её пределами. С помощью этой технологии поверхность изделия украшают серебром, золотом или никелем. Как рождаются произведения уральских мастеров, узнала Яна Паустовская.

Военная тема — один из традиционных мотивов златоустовской гравюры. Искусство зародилось еще в XIX веке. Всё начиналось с украшения клинков и сабель. Современные предприятия продолжают традиции старых мастеров. Как и в прошлом, сегодня в обработке изделий используют три металла — никель, серебро и золото. За основу берут материал попроще – латунь. На него наносят тончайший рисунок и начинают колдовать. "Это битумный лак, он защищает металл от химического воздействия. Сейчас я нарисую лаком, потом высушу, гравировальной иглой отгравирую. Есть точки разделительные линии. После чего изделие пойдет в травление", – комментирует художник-гравёр Анастасия Чумихина.

В таком виде изделие погружают в активный раствор, где начинается химическая реакция на необработанные битумным лаком участки. "Раствор взаимодействует с поверхностью метала, растворяет его в себе и получается глубина. Если там более мелкий рисунок, то нужно не так глубоко травить, потому что нарушается гармония рисунка", – объясняет химик-технолог Павел Захар.

Чтобы этого не случилось, мастер должен буквально чувствовать металл и рисунок на нем. Технология обработки не меньшее искусство, чем нанесение филигранных линий орнамента. "Это большой симбиоз всего: без технической составляющей сделать что-то практически невозможно. А чтобы потом это украсить нужна художественная составляющая. Своя техника исполнения, свои рисунки. Узнаваемость и читаемость присутствуют у города. Это свои мастера, которые из поколения в поколение воспитывались", – рассказывает начальник производства Александр Коростелев.

Дальше попадаем в цех гальваники. Здесь изделия покрывают никелем, серебром и золотом. Слой за слоем в нужные места рисунка наносят разные металлы. Работа кропотливая и многоэтапная. Здесь изготавливают изделия и из цельного золота и серебра. Всё вручную и с душой, поэтому и сегодня произведения уральских, златоустовских мастеров гравировальщиков ценятся так же высоко, как и много лет назад.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация