8 октября 2024, 18:42 8 октября 2024, 19:42 8 октября 2024, 20:42 8 октября 2024, 21:42 8 октября 2024, 22:42 8 октября 2024, 23:42 9 октября 2024, 00:42 9 октября 2024, 01:42 9 октября 2024, 02:42 9 октября 2024, 03:42 9 октября 2024, 04:42

Американская академическая музыка прозвучала в "Зарядье"

  • Картинка
  • Американская академическая музыка прозвучала в "Зарядье"
  • Картинка
    Американская академическая музыка прозвучала в "Зарядье"
  • Американская академическая музыка прозвучала в "Зарядье"
Программа концерта охватила всю ее историю – от Чарльза Айвза до Джона Адамса.

Необычной концертной программой отметил Российский национальный оркестр 150-летие со дня рождения Чарльза Айвза – основоположника композиторской школы ХХ века в Соединенных Штатах. В американскую музыкальную традицию погрузилась Дженнет Арльт.

Большую часть этой программы Российский национальный оркестр исполняет впервые. Музыка интересная, но непростая, говорят оркестранты. "Мы достаточно подробно разбирали ритмическую структуру, и до сих пор я думаю, что перед выходом на сцену у всех есть легкий, ну, не мандраж, а по крайней мере желание сыграть всё, что написано в нотах", – поделилась концертмейстер Российского национального оркестра Татьяна Поршнева.

История американской академической музыки насчитывает чуть более ста лет. Программа концерта охватывает весь этот период – от первого национального классика Чарльза Айвза, его коллеги Сэмюэла Барбера и заканчивая современным композитором Джоном Адамсом. В оркестровой сюите "Три места в Новой Англии" Чарльза Айвза зашифрована звуковая среда его родины – протестантские гимны, популярные песни, патриотические марши. Айвза называют первым композитором США, предвосхитившим не только американский, но мировой авангард. Он экспериментировал с политональностью, полиритмичностью, музыкальными интервалами – и свои музыкальные открытия совершил либо в одно время с Шёнбергом, Штокхаузеном и Стравинским, либо чуть раньше их.

"Вопрос, оставшийся без ответа" – одно из самых исполняемых сочинений Чарльза Айвза. Трубач по замыслу дирижера находится вдали от оркестра: сидя в бельэтаже, он семь раз играет одну и ту же музыкальную фразу, словно задает вопрос мирозданию. "Мы можем вкладывать много нашей интерпретации. Мы ищем понимания. Кто мы? Зачем? Что есть наша цель? Где мы в мире?" – пояснил дирижер Кристиан Кнапп.

На контрасте со сложной музыкой Айвза – кантата его младшего современника Самюэла Барбера для сопрано и оркестра. Композитора не особо интересовали эксперименты ХХ века, его опорой были европейские классики. "Это, как назвал сочинение сам композитор, лирическая рапсодия, насколько я помню. Если послушать, то все 15 минут это практически колыбельная история", – отметила солистка оперной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Лилия Гайсина.

В финале сочинение Джона Адамса – симфония "Доктор Атом", созданная американским композитором на музыкальном материале одноименной оперы. Исторический контекст – работа Роберта Оппенгеймера и его команды над созданием первой атомной бомбы. "Когда он понимает, что он сделал, что лучше, если бы никто не нашел этот вариант, в этом есть много драмы – то, о чем мы можем думать все сегодня. Надеюсь, мы живем более мирно друг с другом", – прокоментировал Кристиан Кнапп.

В музыке – нервное возбуждение и отчаяние, которые переживал физик накануне первого испытания "супероружия". Ощущение приближающегося конца. Представляя историю американской академической школы, Российский национальный оркестр выбирает сочинения, созвучные ритму времени.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация