Выставку "Мистерия Цам" можно увидеть в парке "Зарядье"
Почувствовать приближение буддийского Нового года – Белого месяца – можно в парке "Зарядье" на выставке "Мистерия Цам". В экспозиции – маски и предметы XIX века, которые помогают постичь тайны древней традиции. С божеством Махакала познакомилась Ксения Луженкова.
В преддверии буддийского Нового года ждут Белого старца. Добрый старик – символ плодородия и счастья – вечно попадает в комичные ситуации и дарит детям конфеты. Его окружают дхармапала – гневные божества, защищающие веру. Все это – участники мистерии Цам. "Танец вокруг центра – они двигаются по кругу, и в конце выходит одна из самых главных масок, которая заканчивает этот ритуал. Это маска Чойджила, хранителя в образе буйвола или быка, это рогатая маска. Чойджил является владыкой ада", – рассказала куратор выставки Анастасия Жукова.
Название мистерии Цам происходит от тибетского слова "чам" – то есть танец. Традиция сложилась в VIII веке. В мистерии могут участвовать до 78 масок – животные, скелеты – хранители кладбищ, высшие божества. Это спутник Жамсарана, бога войны. Статус персонажа можно определить по количеству украшений на его голове. Чем больше, тем выше положение в иерархии. Брови хранителей обрамляют огненные полосы.
Гневное божество Махакала изображается с тремя глазами. Они смотрят в прошлое, настоящее и будущее. Хранителя можно узнать по тиаре, увенчанной пятью черепами. Они олицетворяют пять омрачений, которые божество превратило в пять мудростей. Маски XIX века попали в музей Театра Образцова из коллекции Дмитрия Лонго, иллюзиониста и фокусника начала XX века. Он привез их из восточной экспедиции. "Маска действительно выполняла функции и оберега, и защиты, и участника ритуала. Это и есть тот самый первичный образ, когда в обиход вводится какой-то предмет, замещающий человека. Впоследствии переросший уже в создание театра кукол", – поделилась начальник Музея Театра Образцова Галина Широкова.
Ритуальный танец для умиротворения злых духов сопровождался игрой на гьянлинах – трубах разной длины, флейтах и барабанах чонга. Их звук ассоциируется с ревом дракона. Барабан ставили вертикально и били с двух сторон. Экспозиция дополнена мультимедийным объектом – это танец ЦАМ на грани двух миров – виртуального и реального. "Мы с вами находимся на самом деле в каменном подклете, это подвал старинного здания XVI века. Здесь все достаточно тяжеловесное. Стены двухметровые давят на тебя. Мистерия проходит всегда на открытом воздухе, и она очень воздушная", – прокмментировала начальник управления научно-просветительских проектов парка "Зарядье" Елена Войцеховская. После Октябрьской революции первыми о мистерии ЦАМ вспомнили бурятские буддисты. Они надеются, что традиция оживет и в других религиозных центрах страны.