13 февраля 2025, 08:59 13 февраля 2025, 09:59 13 февраля 2025, 10:59 13 февраля 2025, 11:59 13 февраля 2025, 12:59 13 февраля 2025, 13:59 13 февраля 2025, 14:59 13 февраля 2025, 15:59 13 февраля 2025, 16:59 13 февраля 2025, 17:59 13 февраля 2025, 18:59

Исполнилось 160 лет со дня рождения Алексея Бахрушина

  • Картинка
  • Исполнилось 160 лет со дня рождения Алексея Бахрушина
  • Картинка
    Исполнилось 160 лет со дня рождения Алексея Бахрушина
  • Исполнилось 160 лет со дня рождения Алексея Бахрушина
Он основатель первого в России театрального музея.

Исполнилось 160 лет со дня рождения Алексея Бахрушина – основателя первого в России театрального музея. Сейчас в его главном здании идет реставрация. Основная экспозиция откроется в совершенно новых интерьерах и на новом месте. Как сегодня развивается главное дело Бахрушина – репортаж Юлии Кундрюковой.

"Каждый предмет в моей коллекции – это частичка истории, которую нельзя потерять", – говорил Алексей Бахрушин. Главное дело его жизни – литературно-театральный музей – сегодня на пороге нового этапа. Впереди открытие музейного квартала. Усадьба на "Павелецкой" будет связана с 10 филиалами. И это только часть планов. А начиналось все 130 лет назад с обычного спора: Бахрушин сказал своему двоюродному брату, что соберет богатую коллекцию театральных предметов. И собрал около 30 тысяч. Сейчас в фондах примерно полтора миллиона артефактов. В реставрационной мастерской, которая находится в Музее Ермоловой, готовят для экспозиции особые предметы. С них и началась коллекция. "Работа находится на рабочем подрамнике, растянута, процесс реставрации идет. Это я буду удалять – вот эти остатки бумаги. И дублировать на картон", – объясняет реставратор Александр Березин.

Александр Березин в музее работает 35 лет и реставрирует эти портреты не в первый раз. Бахрушин выкупил 25 таких небольших полотен на Сухаревском рынке. Позже выяснилось, что они были украдены из особняка Шереметевых. По этим портретам французской художницы шили костюмы крепостным актерам. После реставрации они отправятся в основную экспозицию, которая к концу года должна открыться в новом для музея здании. Находится оно на "Павелецкой", на территории будущего музейного квартала. Здесь почти все готово после реконструкции – к открытию Центра театральной истории с большим двухуровневым выставочным залом. "Конфигурация нашего зала помогает нам проводить как одну большую выставку на два этажа, так и делать две выставки одновременно. Для этого у нас организованы разные входы, выходы, организована безопасность этого пространства. Особенность архитектуры этого здания на стыке конструктивизма и постконструктивизма предполагала большое количество окон. Это тоже была сложность для нашей команды, поэтому мы подошли к решению, приорганизовав легкоуправляемые ставни, которые находятся по всему периметру, закрывают окна", – рассказывает генеральный директор Театрального музея им. А. А. Бахрушина Кристина Трубинова.

Часть сотрудников уже переехали: на четвертом этаже кипит жизнь. Здесь продумывают стратегии развития музея. Главная из которых – сделать его ближе к посетителю. Для этого, кстати, придумали новый формат фондохранилища: самая красивая часть коллекции – театральные костюмы – теперь будет на виду. А пока они хранятся в специальных складских помещениях. Все условия соблюдены, но такие раритеты явно достойны лучшей атмосферы. Среди огромного количества артефактов есть и немного личных вещей Бахрушина. Например, кожаное портмоне. "Нет лишней отделки, лишних деталей, все исключительно скромно, минималистично и лаконично, что в принципе может нам рассказать о характере Алексея Александровича, который не кичился ни богатством, ни положением", – говорит заведующая отделом мемориально-вещевого фонда Театрального музея им. А. А. Бахрушина Анна Закурдаева.

И все-таки пощеголять Бахрушин тоже любил. Вот, например, портсигар из панциря черепахи и щеточка для усов. Особой страстью Алексея Александровича был балет. В его коллекции немало туфелек, которые подписывали на память выдающиеся балерины. Вот презент от Матильды Кшесинской, Евгении Соколовой, а эта изящная пара – от Фанни Эльслер, известной австрийской танцовщицы. В свою очередь, Бахрушин дарил балеринам небольшие подвески. Из-за этой разгорелся скандал. Балерины возмущались: а где голова? Пришлось публично извиняться в газете – и делать подвески с балериной в полный рост. Переезд этих раритетов произойдет в ближайшие месяцы. В новом здании все для этого готово – внушительные хранилища с современным оборудованием. "Мы просили, чтобы эти стеллажи у нас ездили автоматически. И по нашему заказу такие стеллажи были сделаны. Вот я вам сейчас продемонстрирую их", – показывает зам. генерального директора – главный хранитель фондов Театрального музея им. А. А. Бахрушина Виктория Журавлева.

Теперь коллекция будет храниться в лучших условиях, о которых Алексей Бахрушин вряд ли мог даже мечтать. Музей продолжает еще одно дело своего создателя. В свое время Бахрушин спонсировал открытие первых народных домов – прообразы будущих домов культуры по всей стране. Сейчас Бахрушинский создает музеи при театрах в регионах. Такие уже есть в Курске и Махачкале.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация