Госфильмофонд представил каталог трофейной кинохроники
Подтасовки, манипуляции и искажение информации. Госфильмофонд представил переработанный и дополненный каталог главного киножурнала фашистской Германии времен Второй мировой – "Дойче Вохеншау". Третий рейх умело использовал кино как инструмент пропаганды – это нужно знать, чтобы анализировать методы современных информационных войн. Станислав Анисимов продолжит.
Уже первый взгляд на материалы каталога Госфильмофонда дает понять, как нацистская пропаганда искажала действительность в материалах "Дойче Вохеншау". "В 1944 году, когда Красная Армия освобождала западные части нашей страны, создатели киножурнала показывают кадры жителей Молдавии, якобы бегущих от большевистского террора", – привел пример председатель правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев.
Это немецкое еженедельное обозрение выходило с 1940 года. Выпуски демонстрировали перед показом художественных фильмов в кинотеатрах, и они были обязательными к просмотру. Сегодня ставшее очевидным манипулирование фактами касалось как закадрового текста, так и отбора отснятого материала. "Показать военнопленных, показать, что с Европой воюют азиатские орды – выбирали специально из азиатов, семитского типа, евреев и снимали: вот посмотрите, недочеловеки, которые в армии Сталина воют с европейскими рыцарями свободы", – добавил начальник отдела анализа отечественного и зарубежного фонда аналитического департамента Госфильмофонда Денис Федорин.
Закадровый текст начитывал диктор Гарри Гизе, а за музыкальное оформление отвечал Франц Рене Фридль. Он придал хронике типичное звучание, которое Йозеф Геббельс назвал "стальным романтизмом". "Дойче Вохеншау" привезли в СССР из берлинского рейхсфильмархива. Коробки с пленкой были привезены без сопроводительных документов и каталогов. Их описанием занимались сотрудники Госфильмофонда, основываясь на дикторском тексте. "Описанием непосредственно каталога "Дойче Вохеншау" занималась наш искусствовед, сотрудник научного отдела Пустынская Светлана Дмитриевна. У нее ушел на это не один год, она сосредоточилась в последние годы на описании немецкой трофейной хроники", – рассказала начальник отдела комплектования и первичного анализа фонда аналитического департамента Госфильмофонда Татьяна Чепелева.
В новом издании исправлены неточности в описании. А также приведены подробные справочные материалы: именные, географические и предметно-тематические указатели. "Это дает не только возможность показать уникальный материал, но и сделать его абсолютно исторически достоверным. То есть это та историческая правда, за которую мы боремся", – отметил режиссер, главный редактор телеканала ВГТРК "История" Алексей Денисов.
Каталог киножурнала "Дойче Вохеншау" – ценный документ времени, который поможет специалистам прояснить важные исторические детали.
