Разные "Истории музыки" предлагают узнать в Доме культуры "ГЭС-2"
Разные "Истории музыки" предлагают узнать в Доме культуры "ГЭС-2". На этот раз здесь прозвучала мелодрама Рихарда Штрауса "Энох Арден". Музыкально-поэтическую постановку, где слово выступает наравне с музыкой – услышала Дженнет Арльт.
Цикл концертов "Истории музыки" в "ГЭС-2" — это не только звучание новой, современной музыки, но и сочинений прошлого, оказавшихся за пределами зрительского внимания. Мелодрама "Энох Арден" Рихарда Штрауса — одно из них, в концертном зале среди зрителей — знатоки симфонического и оперного жанра. Сочинение, написанное в конце XIX века, вплоть до второй половины прошлого столетия практически не исполнялось. "В своё время впервые была исполнена в Советском союзе в начале 80-х годов великим дирижёром Геннадием Рождественским. Потом навсегда пропала из музыкальной практики. Она остаётся до сих пор и у нас, и за рубежом, на периферии репертуара, и для нас было очень важно вытащить её и показать, что Рихард Штраус может быть совсем другим, что не обязательно 200 человек оркестра и колоссальные звуковые массивы, а достаточно двух человек – чтеца и пианиста – для того, чтобы создать спектакль музыкального театра", – отмечает куратор музыкальных программ фонда V—A—C и московского дома культуры "ГЭС-2" Дмитрий Ренанский.
Основой сочинения стала поэма английского поэта Альфреда Теннисона, сюжет которой напоминает одновременно "Одиссею" и "Робинзона Крузо". Это история о рыбаке, пережившем кораблекрушение и вернувшемся домой (где у него остались жена и дети) спустя десять лет. Вместо счастливой развязки героя ждёт разочарование. Жена вышла замуж за соперника, один ребёнок скончался. Арден не может раскрыться близким, понимая, что своим появлением разрушит их счастье.
В исполнении Виктора Рыжакова и пианиста Сергея Каспрова мелодрама Штрауса звучит в русском переводе, который был сделан философом Густавом Шпетом в середине 30-х, Со стороны сложно
определить жанр этой партитуры для чтеца и фортепиано — это музыкальное сочинение с текстом, или драматическое представление под звуки рояля. Для режиссёра Дмитрия Волкострелова ответ очевиден. "Скорее музыкальное, в этом произведении очень большой музыкальный ресурс есть, конечно же, но театрального, для спектакля ощущаю его значительно меньше", – говорит режиссёр Дмитрий Волкострелов.
И если музыка передаёт чувства и настроение, то смыслы — всё же в тексте. "Про нашу жизнь в этом мире, среди людей и попытки каждого человека прожить эту жизнь каким-то не бессмысленно. Какая-то она духоподъёмная. Мне кажется, что сегодня очень важно", – делится актёр, режиссёр Виктор Рыжаков.
В следующих концертах цикла "Истории музыки" в "ГЭС-2" — сочинения Арнольда Шёнберга, Игоря Стравинского, Йоханесса Крайдлера, Лучано Берио о современных российских композиторов.
