"Бруталист" – главный претендент на премию "Оскар"
Сегодня в Лос-Анджелесе назовут лауреатов премии "Оскар". Один из главных претендентов на награду – фильм "Бруталист". Монументальный киноэпос режиссера Брэйди Корбета представлен в 10 номинациях, в том числе в категории "Лучший фильм". О том, как архитектура стала одним из главных действующих лиц "Бруталиста", в авторской рубрике Станислава Анисимова.
Как не потерять себя и не потеряться среди монументальной архитектуры? "Бруталист" – это третий фильм 36-летнего режиссера Брэйди Корбета. Над идеей и фабулой фильма он работал семь лет. В итоге у ленты значительный хронометраж: 3 часа 34 минуты. Конец 40-х годов. Главный герой – вымышленный венгерский архитектор еврейского происхождения Ласло Тот. Выживший в концентрационном лагере, он эмигрирует в Америку. Здесь получает заказ от эксцентричного миллионера на строительство рекреационного центра. Его реализация изменит многое в жизни семьи Ласло. "Это фильм о том, как прошлое влияет на настоящее, воплощается в архитектуре, которой занимается мой герой", – рассказал актер Эдриан Броуди.
Специалисты уже отметили высокое качество изображения на экране. Фильм снимался на пленку в формате Vista Vision, который был разработан более 60 лет назад. В отличие от стандартных 35-миллиметров, VistaVision протягивает пленку через камеру горизонтально. Это позволяет увеличить размер кадра – как раз для съемок масштабной архитектуры.
"Брутализм" – это послевоенное направление в архитектуре, возникшее внутри модернизма в 50-х годах прошлого века. Грубые, необработанные материалы. Демонстрация простоты и аскетичности. Такую архитектуру можно сегодня встретить по всему миру: в Англии, Франции, США и, конечно, в России. "Это уже не простые прямоугольники, параллелепипеды, как их правильно называют, а более сложные объемы, то есть нагромождение этих объемов. Это, конечно, производило совсем другой эффект, как внешне, визуально, так и для кинематографистов. Эта архитектура стала очень хорошим оформлением для киногероя. Особенно, если мы говорили о каких-то серьезных учреждениях. И она стала символизировать науку, потому что это очень высокотехнологичная архитектура, которая стала синонимом научности", – пояснил историк архитектуры Денис Ромодин.
Если посмотреть сверху, здание Института биоорганической химии в Москве выстроено в форме двойной спирали ДНК – идеальное воплощение темы идентичности и памяти, так актуальное для фильма "Бруталист". Воспоминания о прошлом для архитектора Ласло Тота – вопрос выживания и самоопределения. Проект, который он возводит, гигантский бетонный рекреационный комплекс, скопирован им с бараков и пыточных камер Бухенвальда. Что это – критика или намеренная месть архитектора негостеприимной стране? Герой Эдриана Броуди описывает созданный им комплекс как оптический прибор, направляющий взор человека и позволяющий ему увидеть нечто в окружающем ландшафте и в себе самом.
Этот фильм лучше один раз увидеть для того, чтобы понять, что он открывает в нас самих. Стены, которые мы строим вокруг себя, или ландшафт, рассматривать который мы можем вместе.
