Выставку Валерия Юрлова открывает Новая Третьяковка
Умозрения в красках. Выставку абстракциониста Валерия Юрлова открывает Новая Третьяковка. В экспозиции – визуальные размышления художника об устройстве бытия. По словам мастера, "счастье – это умение воспринимать мир как чистую форму". Алия Шарифуллина – подробнее.
"Самое важное... видеть вещи как неописанные и ставить их в ненаписанное прежде отношение". Эти слова Виктора Шкловского могут служить ключом к пониманию творческой системы Валерия Юрлова. Осознание того, что все элементы в мире являются оболочкой или содержанием друг друга, побуждали художника-философа проводить всевозможные опыты, обнаруживать нетождественное в тождественном, искать скрытую коммуникацию между, казалось бы, полярными друг другу элементами. "Не просто рисовать, а думать. Это школа была такая у меня в полиграфическом институте, где преподаватели вот это внушали, что надо думать. Вот я начал думать примерно с 19 лет", – делится художник Валерий Юрлов.
"Было – стало" – пластическая формула, найденная Юрловым на берегу моря близ Сухуми в конце 50-х годов. Во время прогулки он заметил консервную банку, разбитую волной. Сопоставив две формы – целую и видоизмененную, Юрлов открыл универсальную метафору единства противоположных начал. Надкушенные и свежие яблоки, целые и разбитые бутылки, деформированные и правильные геометрические фигуры, различные состояния объекта и в целом мира, гармония и хаос, добро и зло, жизнь и смерть. "Его интересует форма как таковая. Форма как знак, форма абстрактная. И что интересно, на одном холсте столкнуть вот эти вот формы, которые имеют некую связь. Которую как бы ты читаешь. Например, ты видишь какую-то загогулину, а рядом как будто ее остов или скелет этой загогулины", – объясняет куратор выставки Ирина Горлова.
Он разделил пополам ромб, но половинки пошли навстречу друг другу своими углами. Или бесконечно перетекающая капля. В поисках альтернативы "Пары форм" Валерий Юрлов находит формулу "Троицы", когда противоположности, дополняя друг друга, достигают вечной красоты. "Это все поиски неких фундаментальных вообще законов мироздания. Здесь два начала в своем диалоге, в коммуникации, в борьбе, потом в единстве всегда приводит к чему-то третьему. Это можно воспринимать вообще метафорой появления жизни", – комментирует куратор выставки Игорь Волков.
Сегодня, спустя десятилетия, Юрлов продолжает воплощать в жизнь свою теорию. Новые произведения автора – не повторение пройденного, а следующий этап экспериментов, подтверждающих состоятельность его художественной системы. Выставка "Опыты умозрения" – это "открытая мастерская" Юрлова, где зритель становится свидетелем непрерывного процесса: старые идеи обретают неожиданные трактовки, а лаконичные композиции скрывают глубину, сравнимую с математическими формулами.
