Сюиты Генделя исполнили на открытии первого фестиваля "Московское барокко"
В день рождения Генделя зал "Зарядье" открыл фестиваль "Московское барокко", который продлится до конца марта. Оркестр под управлением немецкого дирижера Йорна Бойзена исполнил знаменитую "Музыку на воде" Генделя. На первом концерте побывала Дженнет Арльт.
Даты для фестиваля выбраны неслучайно: март 1685 года подарил миру сразу двух композиторов: Баха и Генделя. И хотя при жизни они ни разу не встречались, оба стали признанными гениями эпохи барокко. "Несмотря на свою сложность и неоднозначность для людей, которые тогда жили, это была невероятно продуктивная, плодовитая, яркая, светлая эпоха", – отметил генеральный директор концертного зала "Зарядье", заслуженный артист России Иван Рудин.
Первый концерт начинается с творчества Георга Фридриха Генделя, в программе одно из самых известных сочинений – сюита "Музыка на воде". Композитор написал ее специально для речной прогулки короля Георга I. Следом за лодкой монарха по Темзе плыли барки с музыкантами, и звуки сюиты сопровождали его на протяжении всего путешествия.
У Йорна Бойзена вместо дирижерского пульта пюпитр клавесина: этим вечером он одновременно дирижирует и играет. "Мы сегодня не на воде, слава богу, это было бы очень холодно. И это, кстати, была бы акустическая катастрофа. Я не знаю, как это происходило в то время с низкой температурой и высокой влажностью, но в любом случае, я думаю, что публика может чувствовать себя сегодня вечером как король Англии, для которого исполняется эта музыка. Если бы Гендель играл здесь, я могу себе представить, как бы это звучало", – поделился дирижер Йорн Бойзен.
Специально для этого проекта собран Барочный фестивальный оркестр. Музыканты играют на точных копиях инструментов XVIII века – тех, для которых изначально были созданы произведения Баха и Генделя. В руках у Филиппа Ноделя – барочный гобой, его звук, по сравнению с классическим инструментом, более мягкий и теплый. "Он более широкий, он скорее про то, чтобы сливаться с другими инструментами. Он для этого был изобретен, чтобы играть совместно со струнными и получать общий саунд, как сейчас говорят, особый, барочный. Это еще Люлли придумал при дворе Людовика XIV", – пояснил гобоист Филипп Нодель.
Диляра Идрисова специализируется на барочной музыке, ее даже называют принцессой барокко. В программе концерта – арии из ораторий Генделя, благодаря которым башкирская певица покорила российскую и европейскую публику. "Не потому, что принцесса, а потому что у меня основном в операх Генделя попадались сопрановые роли принцесс. А почему музыка Генделя? Наверное, потому что она невероятно красивая, глубина этой музыки просто поражает", – призналась оперная певица Диляра Идрисова.
Фестиваль стартует в день рождения Генделя, а завершится в день рождения Баха, между этими датами 25 дней и 25 концертов, посвященных музыке барокко.
