13 марта 2025, 08:16 13 марта 2025, 09:16 13 марта 2025, 10:16 13 марта 2025, 11:16 13 марта 2025, 12:16 13 марта 2025, 13:16 13 марта 2025, 14:16 13 марта 2025, 15:16 13 марта 2025, 16:16 13 марта 2025, 17:16 13 марта 2025, 18:16

Музей имени Рублева экспонирует иконопись Ростова

  • Картинка
  • Музей имени Рублева экспонирует иконопись Ростова
  • Картинка
    В Музее имени Рублева открывается выставка "Иконопись Ростова. Памятники XIII – XVI веков"
  • Музей имени Рублева экспонирует иконопись Ростова
Выставка рассказывают о художественной традиции XIII – XVI веков.

В Музее имени Рублева открывается выставка "Иконопись Ростова. Памятники XIII – XVI веков". Произведения из музейных и частных собраний рассказывают о художественной традиции, не утратившей самобытности даже после присоединения ростовских земель к Московскому княжеству. Антон Николаев расскажет подробнее.

Меньше 200 километров отделяет Москву от Ростова. Сегодня это районный центр Ярославской области, а когда-то – самостоятельное удельное княжество Ростовское. Со своей самобытной художественной школой. Сразу несколько крупных музеев – "Ростовский кремль", Третьяковская галерея, Государственный исторический объединились в музее Андрея Рублева, чтобы из отдельных шедевров XIII – XVI веков сложилась общая картина.

"Это золотая эпоха древнерусского искусства. Это один из основных вкладов России в мировую художественную культуру. Сформировалось эта эпоха благодаря ряду иконописных школ: Москва, Тверь, Суздаль, Псков и Ростов, конечно", – говорит директор Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Михаил Миндлин.

Главное отличие ростовской школы иконописи это в первую очередь фон. Не золотой, а мягкий, написанный охрой или с использованием аурипигмента. Иногда неожиданные цвета – синий или бирюзовый. Лики святых не строгие. Иконописцы как будто писали своих родных. Вот закончилась служба в храме, вышел святитель Николай, благославляя, и будто в этот-то момент его и увидел, и запечатлел художник.

"Живопись Ростова отличает особый лиризм, облегченность пластики, изысканность контуров фигур. И главным образом колорит. В ранних произведениях он почти пламенеющий, очень яркий. А в памятниках XIII – XVI века – легкий, нежный, почти тающий", – рассказывает куратор выставки Мария Яковлева.

Центральное место на выставке отведено деисусному чину из церкви Дмитрия Солунского села Паникарово. Иконы конца XV века выполнены на высочайшем художественном уровне, как предполагают искусствоведы, именно ростовскими мастерами.

"Особенно выделяется образ святителя Леонтия Ростовского, древнего ростовского святого, который еще в XI веке проповедовал христианство среди совершенно языческого населения. И особенно внимательно написан лик святителя, который всегда узнаваем. Такое художественное решение создает ощущение собранности, торжественности предстояния пред Христом", – объясняет куратор выставки Алексей Гульманов.

Заказчиком икон, как считают исследователи, стал владелец села Паникарово дьяк Данило Мамырев, тот самый, которого великий князь Московский отправлял за итальянскими зодчими. И вот среди этих и других государственных забот высокий сановник не забыл и о маленьком вотчинном селе. Нет уже ни храма, ни того села, а иконы эти до сих пор поражают одухотворенностью и какой-то особенной теплотой.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация