21 марта 2025, 08:00 21 марта 2025, 09:00 21 марта 2025, 10:00 21 марта 2025, 11:00 21 марта 2025, 12:00 21 марта 2025, 13:00 21 марта 2025, 14:00 21 марта 2025, 15:00 21 марта 2025, 16:00 21 марта 2025, 17:00 21 марта 2025, 18:00

От мистерий к блокбастерам: приключения кукол на сцене истории

21 марта кукольники разных стран и поклонники их некогда культового, а позже развлекательного и терапевтического искусства отмечают Международный день театра кукол.

Этому празднику почти четверть века, однако сам кукольный театр существует более трех с половиной тысяч лет. В глубокой древности египетские жрецы использовали марионеток в религиозных мистериях. Спустя несколько веков появился и светский кукольный театр – в Древней Индии и Китае, откуда, по мнению ряда исследователей, он перекочевал в античные Грецию и Рим.

В средневековой Европе кукольные вертепы служили для демонстрации библейских событий (кстати, марионетки, по одной из версий, свое название получили от имени Девы Марии). Так было, пока итальянский Ренессанс не породил сатирические спектакли с участием персонажей-масок. Наибольшую известность завоевал Пульчинелла – Полишинель во Франции, Панч в Британии, Гансвурст в Германии. В России этот плут, задира и острослов известен под именем Петрушки.

Панч (на фото слева)
Фото: Вадим Шульц

В основе кукольных представлений лежала актерская импровизация на злобу дня. Всё изменилось в XIX веке, когда для кукольников стали писать ведущие европейские литераторы: Генрих фон Клейст, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Жорж Санд, Анатоль Франс, Морис Метерлинк, Бернард Шоу.

С появлением кинематографа театру, в том числе кукольному, прочили забвение, но тот возродился в кукольной анимации, постановках для детей и арт-терапии. Да и его персонажи, а также их близкие родственники – ожившие куклы – прочно обосновались в мировой культуре. Так, герои сказок Гофмана – Щелкунчик и Олимпия (под именем Коппелии) вышли на балетную сцену. Там же, благодаря Стравинскому, оказался Петрушка, а его французского собрата Полишинеля можно услышать в цикле "Пьесы-фантазии" для фортепиано Рахманинова.

Полишинель (слева) и Петрушка с лекарем (справа)
Фото: Вадим Шульц

Пиноккио Карло Коллоди, с легкой руки Алексея Толстого превратившийся в Буратино, своими приключениями вдохновил советских и российских композиторов, балетмейстеров и режиссеров на создание опер, балетов и художественных фильмов. Впрочем, и сам Пиноккио не обделен вниманием – ему посвящают игровые и анимационные ленты крупнейшие режиссеры мира: Уолт Дисней, Маттео Гарроне, Роберт Земекис, Гильермо дель Торо.

"Театр кукол в тысячу раз сложнее любого другого. Чтобы одна кукла просто появилась, посмотрела, накормила другую [], за этим может стоять огромное количество людей", – говорит главный режиссер Театра имени С. В. Образцова, лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска" Борис Константинов. По его словам, в кукле соединено мертвое и живое:

"Она есть и ее нет. Когда она попадает в руки актера, который способен через руку, через машинку, через гапит (трость для управления куклой) передать смысл, заложенный автором произведения, тогда за куклой стоит мастер своего дела".

Фото: Вадим Шульц

В День кукольника приглашаем вас заглянуть за кулисы Театра имени С. В. Образцова – в фильме "История кукольной любви" создатели спектакля "Турандот" рассказывают о секретах, вызовах и сложностях своей увлекательной профессии. А уже 30 марта состоится премьера киноверсии спектакля в столичном кинотеатре "Октябрь", и в этот же день "Турандот" выходит во всероссийский прокат. Расписание и билеты – на сайте проекта "Театр в кино". Киноверсия снята телеканалом "Россия-Культура".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация