Сергиево-Посадский музей-заповедник приглашает на выставку "Цветы Жостова"
Не только подносы. Выставка "Цветы Жостова" открылась в Сергиево-Посадском музее-заповеднике к 200-летию знаменитого художественного промысла. Какие произведения создавали мастера декоративной росписи – увидела Юлия Струкова.
Яркие цветы на черном фоне – именно такой мы представляем жостовскую роспись. Но начинался промысел в недрах федоскинской миниатюры. Именно оттуда художники переходили в мастерскую Вишняковых, организованную в Жостове. На подносах изначально изображали пейзажи, сюжеты с летними и зимними тройками. В собрании музея есть один из самых ранних подносов 1901 года. Мастера Аффония Вишнякова.
"На этой работе изображение знаменитого монастыря – Троице-Сергиевой лавры. Выполнено, очевидно, на основании графических листов. А создал эту работу удивительный художник Аффоний Вишняков, это его монашеское имя. Он принадлежал старинному роду Вишняковых, которые были организаторами промысла", – говорит зав. сектором декоративно-прикладного искусства XVII – XXI вв. Сергиево-Посадского музея-заповедника Наталья Толстухина.
Вдоль дорог из Москвы разрастались чайные – подносов нужно было все больше.
"Сюжетное изображение требует больших затрат, и мастера стали изображать цветы, цветочные букеты, потому что наше Подмосковье, богатое на декоративно-прикладное искусство, на промыслы, пестрело цветами", – рассказывает куратор выставки Галина Соколова.
На выставке основные этапы развития промысла. Можно проследить, как художники фантазируют на букетные темы. Варианты цветов могут быть любые, только их композиция всегда неизменна. На выставке работы разных авторских династий: Беляевых-Гончаровых, Гогиных.
"У меня тоже есть свои любимые авторы. Это Графов, это Клёдов – мужчины, которые писали цветок так, как будто бы обращались к любимой женщине. У одного она изящная, тонкая, изысканная, у другого она полноценная, кустодиевская Венера, когда розы изображены с пышными , объёмными, притягательными лепестками", – отмечает зав. отделом русского народного искусства XVII – XXI вв. Сергиево-Посадского музея-заповедника Светлана Горожанина.
А вот эксперименты малоизвестные широкой публике. Эти порталы и панели жостовских мастеров были изготовлены к выставке народного творчества в Третьяковской галерее. Тогда же размышляли, как роспись можно использовать в производстве утилитарных предметов. Появлялись подставки для лампочек, ножи для разрезания бумаги, карандашницы. И сразу они становились нарядными.
"Это невероятная магия. Она была практически во всех периодах развития промысла. И мы сейчас собираем коллекцию подносов XIX века, и, смотря на них, я тоже ее чувствую. Получается, она была заложена 200 лет назад", – объясняет генеральный директор Жостовской фабрики декоративной росписи Андрей Климачев.
Десять рабочих дней уходит на создание серийного подноса. На уникальные вещи гораздо больше времени. Но в обоих случаях технология производства остаётся такой же, как 200 лет назад.
