21 марта 2025, 15:52 21 марта 2025, 16:52 21 марта 2025, 17:52 21 марта 2025, 18:52 21 марта 2025, 19:52 21 марта 2025, 20:52 21 марта 2025, 21:52 21 марта 2025, 22:52 21 марта 2025, 23:52 22 марта 2025, 00:52 22 марта 2025, 01:52

В подземном музее парка Зарядье открылась выставка "Весна Победы"

  • Картинка
  • В подземном музее парка Зарядье открылась выставка "Весна Победы"
  • Картинка
    Выставка "Весна Победы" открылась в Подземном музее парка Зарядье
  • В подземном музее парка Зарядье открылась выставка "Весна Победы"
Экспозиция собрана из работ фронтовых кинооператоров и фотографов.

Выставка «Весна Победы» открылась сегодня в Подземном музее парка Зарядье. О событиях трёх последних месяцев Великой отечественной войны здесь рассказывают работы фронтовых операторов и фотокорреспондентов. Евгений Краков подробнее.

Эта выставка уникальна. Она не только рассказывает нам историю последней военной весны, но и даёт своим посетителям возможность увидеть её глазами военной съёмочной группы. Через всю оккупированную Восточную Европу к Берлину, а затем домой в Москву, под триумфальные салюты и победные возгласы. Такой путь проделали герои этой экспозиции – кинооператоры и фотографы, запечатлевшие военные годы в своих съёмках. На этой выставке всё, что связано с их работой – техника, рабочие заметки, личные вещи, карты, монтажные листы, и, конечно же, сами уникальные кадры военной хроники.

"Мы не только смотрим глазами этих людей, но у нас есть возможность вглядеться в их глаза, в их судьбы, в их боевой путь. Их поступки, без сомнения, были не менее важны, чем действия частей и соединений советских войск", – говорит начальник отдела выставочных проектов парка "Зарядье" Дмитрий Шишкин.

Всего войну прошли порядка 150 операторов – выходцы из ВГИКа, а также Московской и Ленинградской студий хроники. По статистике, каждый второй военный корреспондент был ранен, каждый четвёртый погиб. Аппараты были громоздкие и заметные, нитроцеллюлозная плёнка настолько горючая, что не затухала даже под водой, а члены съёмочных групп, хотя их и старались останавливать, с отвагой бросались за кадрами в самое пекло. И не только мужчины, но и женщины.

"До сих пор спорят, было ли оправдано – забрасывать женщин в партизанские отряды, где Маша Сухова погибла. Это одна из трагических страниц истории киностудии", – рассказывает директор Информационно-культурного центра "ЦСДФ" Нина Ярошевич.

Первичным результатом работы был монтажный лист. Здесь описывалось всё, что заснято на плёнку, потом материал отправляли в Москву, где партийные цензоры вычеркивали то, что нужно было убрать на монтаже. Например, кадры, которые могли выдать расположение войск. Некоторые камеры приходили по ленд-лизу, часть были трофейными, технологии съёмки изобретались и модернизировались прямо во время войны.

"Кинопулемёт. Это разработка уже поздняя, это 1944 год, Медведкин разработал эту камеру для сложных съёмок, как бы сейчас сказали, креативных. То есть киносъемочные аппараты американского производства, которые снимали с американских самолётов. Мы получали их по лэнд-лизу, они использовались для аэрокиносъемки. И он приспособил этот киносъемочный аппарат на приклад от ППШ. И получился такой вот своего рода кинопулемёт", – объясняет директор музея кинотехники "Пространство Кинап" Александр Зенин.

Именно на такие, облегчённые версии кинокамер, были сняты кадры последних месяцев войны и освобождение территорий от немецко-фашистских захватчиков.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация