"Русский Парнас в красках" – выставка в усадьбе "Остафьево"
"Русский Парнас в красках". Выставка в усадьбе "Остафьево" – это взгляд современных художников на историю и красоту места, которое десятилетиями вдохновляло на творчество литераторов,
историков, живописцев. В мемориальной усадьбе побывал Антон Николаев.
Осенью 2024 года в Музее-заповеднике "Остафьево" состоялся пленэр. Несколько десятков художников приехали сюда, чтобы запечатлеть в красках одну из старинных московских усадеб, основанную на рубеже XVIII – XIX веков князем Андреем Вяземским. И вот теперь результаты творческой работы представили на выставке во флигеле усадьбы сами авторы – всего здесь более 40 произведений живописи и графики.
"Московский конкурс "Пленэр старая Москва" 10 лет уже собирает лучших художников, которые пишут с натуры – пришел, увидел, написал, в одно касание. Это трудная задача – сделать не этюд, а законченную картину. Я работал как все: всё хотелось мне сказать, поэтому она такая натурная, многословная, суетная", – рассказал художник Виктор Лукьянов.
Интерес художников к Остафьево не случаен. При сыне первого владельца усадьбы Петре Андреевиче Вяземском Остафьево стало своего рода культурным центром. Здесь проходили литературные вечера, в которых принимали участие Пушкин, Жуковский, Батюшков, Давыдов и другие поэты. Несколько лет в усадьбе жил историк Николай Карамзин.
"Интуитивно я выбрала кусочек дома, где видно окно Карамзина. То самое окно его кабинета, в котором он писал свою "Историю государства Российского". То есть окно – это глаза дома. Мы можем заглянуть через это окошко в нашу историю", – поделилась художница Наталья Леонова.
В кабинете Николая Карамзина ожидаешь увидеть массивные дубовые шкафы с множеством древних летописей, такой же массивный письменный стол, заваленный рукописями, но ничего этого нет.
"Как вспоминал уже позже историк Погодин, который приезжал сюда и в 1845 году, какого-то украшения интерьера в этом кабинете не было. Он был очень аскетичен, этот кабинет", – отметила заместитель директора музея-заповедника "Остафьево" − "Русский Парнас" Елена Княжева.
Вот оно – то самое окно, в которое историк Карамзин, наверное, часто задумчиво поглядывал, склоняясь над своим трудом о путях и судьбах государства Российского. К каким выводам он пришел – отражено на страницах его книги. Что сегодня здесь видят художники, запечатлено на их холстах.
