"Многоликий, но единственный" – выставка в музее МХАТ к 100-летнему юбилею Смоктуновского
"Многоликий, но единственный" – выставка в музее МХАТ приурочена к 100-летию со дня рождения Иннокентия Смоктуновского. Экспозиция сосредоточена на ролях, сыгранных актером в Художественном театре. Смоктуновского, уже в ореоле славы, пригласили в труппу в 1976, отметив "генетическую близость" к мхатовской школе. Слово Ксении Луженковой.
Эти буклеты Иннокентий Смоктуновский бережно хранил много лет: Гамлет в киноэкранизации Григория Козинцева, князь Мышкин в постановке Георгия Товстоногова. В монолог-откровение складываются отрывки из воспоминаний и интервью, архивные кадры, альбом – подарок неизвестной поклонницы Рощиной.
"Когда Иннокентию Михайловичу исполнялось 50 лет, она самостоятельно сделала ему альбом. Притом этот альбом со стихами, с разговором о каждой роли его в кино. Она жила в Запорожье, по-моему, эта дама. И вот она прислала ему этот альбом", – рассказывает куратор выставки Марфа Бубнова.
За 18 лет на сцене Художественного театра он неоднократно перевоплощался. В том числе и в Иоганна Себастьяна Баха в спектакле "Возможная встреча", и в Порфирия Головлёва Салтыкова-Щедрина. По воспоминаниям современников, в периоды репетиций Иннокентий Смоктуновский буквально вживался в образы. Готовясь к роли Иудушки Головлёва, ходил в растянутой кофте, старых брюках и стоптанных туфлях. Репетируя Людовика XIV, посещал Эрмитаж и копировал с портретов осанку короля. Как утверждал сам актер, ещё в школе он начал сценическую жизнь одноактной пьесой Чехова «Предложение». Впоследствии играл в "Вишнёвом саде", "Чайке", "Дяде Ване" и "Иванове".
"Когда мне было лет 12, папа меня привёл в театр на спектакль "Иванов". И я сидела за кулисами, он меня посадил за декорацию. Декорация изображала окно. По действию пьесы, папа должен был подойти к этому окну. И он подошёл к этому окну и видел меня. Я думала, что он как-то мне даст знать, что он меня видит, но он никак совершенно не изменился", – говорит специалист архивного отдела музея МХАТ Мария Смоктуновская.
К 100-летию великого актёра готовят спектакль "Люблю. Целую. Кеша. Все письма только о любви". За основу пьесы взяты подлинные письма Смоктуновского к супруге – Суламифи Михайловне. Режиссёр Павел Ващилин выстроил миф о Пигмалионе и Галатее, поменяв героев местами.
"Как женщина делает мужчину настоящим художником, творцом, как она растворяется в нём, но при этом совершенно не теряет себя. И это вот, так сказать, такая вот какая-то космическая, вечная такая... великая история", – отмечает директор музея МХАТ Павел Ващилин.
Сотрудники театра утверждают: двухчастный проект – выставка-монолог и документальный спектакль – это попытка вывести формулу актёрской многоликости Иннокентия Смоктуновского.
