"Люблю. Целую. Кеша.": в МХТ им. Чехова вспоминали Иннокентия Смоктуновского
"Люблю. Целую. Кеша." В МХТ имени Чехова прошел вечер, посвященный 100-летию со дня рождения выдающегося актёра Иннокентия Смоктуновского. В основу действа легла переписка актера с его супругой. Впечатлениями делится Ксения Луженкова.
Смоктуновский встретил Суламифь, когда еще не был известным, не имел в столице своего угла и скитался. Художница по костюмам из Ленкома разглядела в нем редкий талант. Артист говорил о своей супруге: "Я есть, я буду, потому что пришла она".
"Как он говорил, что если спросить меня, что такое Смоктуновский, то это во многом моя жена, любовь моя, Соломея. И вот мне кажется, этим все сказано. И спектакль про это. Про высокую любовь – любовь бытовую и любовь неземную. И именно про жизнь двух художников", – говорит режиссер, директор музея МХАТ Павел Ващилин.
Образ "Поляны детства с голосами неведомых птиц" – нравственный ориентир актера, воплощен в минималистичных декорациях. Детские воспоминания – из мемуаров Смоктуновского. Полотно пьесы соткано из личных писем актера и его жены. Кеша получил роль князя Мышкина, Соломка родила девочку, артист не приедет домой на праздники, маленькая Надя умерла. Зритель узнает о горестных и радостных событиях семейной жизни.
"Это спектакль по письмам моих родителей времени 55-го – 57-го года. Когда папа снимался в фильме "Солдаты". И родители переписывались. Спектакль, по-моему, получился очень живой, интересный и трогает", – рассказывает сотрудник музея МХАТ, дочь И. Смоктуновского Мария Смоктуновская.
Смоктуновский – "многоликий, но единственный". А женский образ в пьесе полифоничен, его воплощают четыре актрисы. По замыслу режиссера, Суламифь – это совокупность архетипов, темпераментов, чувств. Женщина многогранна и изменчива, как стихия.
"В этой разности как раз был интерес найти эту единственную персону, поэтому мне кажется, что мы относились к ней тоже как к единому человеку без всяких разделений", – отмечает актер Илья Козырев.
Режиссер Павел Ващилин называет постановку вольным пересказом мифа о Пигмалионе и Галатее: женщина делает мужчину истинным творцом, растворяется в нём, но обретает себя.
