27 дней до Победы
Думаете, в годы войны создавались только фронтовые повести? Возможно, вы удивитесь, узнав, что одна из любимых и самых светлых сказок детства была написана в самые темные дни войны.
"Мой шестилетний корреспондент спрашивает меня, почему я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им и в последний год писал только для больших… <…> Я по-прежнему верен детям, для которых всю жизнь писал сказки, песни, смешные книжки. По-прежнему я очень много думаю о них. Думать о детях – это значит думать о будущем. И вот, думая о будущем, я не могу не отдавать себя целиком простой и скромной службе писателя военного времени", – признавался Самуил Маршак.
Мы так и не узнаем, существовал ли на самом деле мальчик, задавший вопрос Маршаку, или это был своеобразный литературный анонс, но так или иначе, в самом начале 1943 года свет увидела замечательная новогодняя сказка "Двенадцать месяцев".
Сам Маршак называл это время "самыми грозными днями войны": уже подходила к концу Сталинградская битва, но исход ее пока был неясен, поэтому, несмотря на общую тревогу и напряженное ожидание, Маршак попытался создать сказку не только для детей, но и для взрослых. Сказку, которая рассказывала бы о добре – о том, что оно всегда будет вознаграждено:
"Двенадцать месяцев" я писал в суровой, затемненной, военной Москве – в часы отдыха от работы в газете и "Окнах ТАСС". <…> Мне казалось, что в суровые времена дети – да, пожалуй, и взрослые – нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке…"
Однако для создания "Двенадцати месяцев" были и некоторые идеологические причины. Дело в том, что к моменту создания новогодней сказки Новый год для советских граждан значил не совсем то, что для нас сегодня. 1 января долгое время было обычным рабочим днем: привычное всем в дореволюционной России церковное Рождество считалось "религиозным пережитком", но придумать ему светскую замену решили лишь в 1935 году. К тому времени выросло целое поколение людей, попросту не знавших этого праздника. Новый год нужно было "изобрести", снабдив его определенными ритуалами, мифологией, укоренить в сознании граждан.
От Самуила Яковлевича требовалось разъяснить советским людям, что из себя представляет Новый год. Следует отметить, что Маршак писал праздничные сценарии и стихи, посвященные советскому Новому году, и в довоенное время, а в этот раз он выбрал самый беспроигрышный жанр – сказку.
По воспоминаниям писателя, основой для сюжета послужила услышанная им когда-то чешская легенда о двенадцати месяцах.
Юная своенравная королева хочет получить в канун Нового года корзину подснежников. Она обещает наградить золотом того, кто принесет ей такой подарок. Узнав об этом, жадная и жестокая мачеха отправляет нелюбимую падчерицу в лес за цветами. Неожиданно судьба преподносит скромной девушке невероятный подарок: у костра на заснеженной опушке ее встречают двенадцать братьев-месяцев. Они помогают героине собрать полную корзину подснежников, нарушив на один час привычное течение времени.
Впрочем, главный акцент в своей версии сказки Маршак сделал на теме труда, а не волшебства. Месяцы так благосклонно отнеслись к падчерице не просто так: в течение года они видели, как много она работает – рубит дрова, носит воду, поливает цветы – именно за это они прониклись к ней симпатией.
История, в которой добро побеждает зло, а лучшие человеческие качества одерживают верх над людскими пороками, быстро завоевала сердца миллионов жителей нашей страны. Более восьмидесяти лет сказка продолжает жить на различных театральных подмостках – ее ставят не только профессиональные коллективы, но и любители: "Двенадцать месяцев" стала одной из самых популярных пьес в школьных постановках.
Считается, что впервые пьеса была поставлена в свердловском Дворце пионеров театральным коллективом Леонида Диковского в декабре 1944 года: спектакли шли каждую неделю по субботам и воскресеньям вплоть до 2 мая 1945 года. Ходит легенда, что вскоре о сказке узнали в Соединенных Штатах и Уолт Дисней написал Маршаку письмо с просьбой разрешить поставить фильм "Двенадцать месяцев". Увы, по независящим от Диснея и от Маршака причинам проект так и не состоялся. Зато в 1956 году в СССР был создан полнометражный мультфильм "Двенадцать месяцев", в 1972-м режиссер Анатолий Граник снял художественный фильм, а в 1980 году в Японии студия "Тоэй" выпустила одноименное аниме. И все это – по одной сказке.
Смотрим двухсерийный художественный фильм-сказку "Двенадцать месяцев", созданный режиссером Анатолием Граником в 1972 году, с великолепными актерами: Николаем Волковым, Мариной Мальцевой, Татьяной Пельтцер, Львом Лемке, Константином Адашевским, Леонидом Куравлевым, Ольгой Викланд и другими.
12 апреля 1945 года
Продвижение Красной Армии
На территории Чехословакии, северо‑восточнее и севернее Братиславы, войска 2‑го Украинского фронта с боями заняли город и железнодорожную станцию Скалица, а также более 30 других населенных пунктов. Северо‑восточнее Вены войска фронта заняли на территории Австрии 11 населенных пунктов. В Вене войска 3‑го Украинского фронта вели уличные бои в городском районе, расположенном между Дунайским каналом и рекой Дунай, где заняли более 60 кварталов. Западнее и юго‑западнее города Сомбатель войска фронта, продолжая наступление, заняли на территории Австрии город Гюссинг (Неметуйвар) и более 40 других населенных пунктов.
