7 апреля 2025, 18:39 7 апреля 2025, 19:39 7 апреля 2025, 20:39 7 апреля 2025, 21:39 7 апреля 2025, 22:39 7 апреля 2025, 23:39 8 апреля 2025, 00:39 8 апреля 2025, 01:39 8 апреля 2025, 02:39 8 апреля 2025, 03:39 8 апреля 2025, 04:39

"Ничего или всё" – выставка к 100-летию со дня рождения Эрнста Неизвестного

  • Картинка
  • "Ничего или всё" – выставка к 100-летию со дня рождения Эрнста Неизвестного
  • Картинка
    "Ничего или всё" – выставка к 100-летию со дня рождения Эрнста Неизвестного
  • "Ничего или всё" – выставка к 100-летию со дня рождения Эрнста Неизвестного
В его самобытном художественном языке перемешались революционный авангардизм, кубизм, пермская деревянная скульптура и русская народная резьба.

"Ничего или всё" – так когда-то сформулировал Эрнст Неизвестный свой главный жизненный принцип. Так же назвали и выставку его произведений в Доме творчества "Переделкино". Живопись, графика, скульптура – каждая работа художника – это философское высказывание. Экспозицию осмотрела Ксения Луженкова.

"Оп-арт? Поп-арт? Нет. Я – Эрнст Неизвестный. Такой группировки нет", – говорил скульптор. В его самобытном художественном языке перемешались революционный авангардизм, кубизм, пермская деревянная скульптура и русская народная резьба. Уникальный стиль Неизвестного сформировался к шестидесятым годам. Студент Суриковки отступил от канонов соцреализма.

"Начинается со скандальной выставки в 1962 году, когда Эрнст Неизвестный поспорил с Хрущевым о том, что такое современное искусство и есть ли в нем какая-то ценность. Именно с того момента он стал нонконформистом", – сказал организатор выставки, директор фонда "Прометей" Вячеслав Ершов.

Приятели называли Неизвестного кентавром. В брутальных образах он соединял человеческое, животное и техногенное начала. Участник Второй мировой, он, как никто другой, ощущал близость и опасность ядерной катастрофы, воплощая переживания в графике и скульптуре.

"Одна из его идей заключается в том, что человек в себе животное начало должен преодолевать. Мы видим в этой скульптуре лицо человека, который находится в голове лошади. Имея в качестве базы академическую школу, он может позволить себе играть дальше самыми разными формами и образами", – отметила куратор выставки Наталья Кортунова.

Еще в семидесятые годы Неизвестный замыслил "Треугольник скорби" – монументы в трех городах России в память о жертвах репрессий. На эскизах мириады человеческих голов проступают из скал и утесов. Скульптор планировал установить памятники в Екатеринбурге, Магадане и Воркуте. В последнем городе проект так и не был реализован. Громадные маски – лоб, нос и брови – образуют крест. Распятие – символ страдания и покаяния. Эрнст Неизвестный иллюстрировал Книгу Экклезиаста, Достоевского, Данте. Его графика – это не точные иллюстрации, а философские размышления. Художник планировал совместный проект с основоположником театра абсурда Семюэлом Беккетом. Эскизы попали в книгу писателя Альберта Леонга "Кентавр: жизнь и творчество Эрнста Неизвестного". Американский профессор опубликовал архивные данные.

"Мы даже держали в руках папки, в которых были документы латвийского периода Эрнста Неизвестного сразу после войны, и буквально дешифровывали его сочинения, его автобиографию, всё, что сохранилось в архивах", – поделилась журналист, переводчик книги Елена Рубинова.

Художник, философ, иллюстратор, Эрнст Неизвестный работал и сценографом в швейцарском театре. Русский читатель откроет его личность с новой стороны. Презентация книги и выставка приурочены к грядущему столетнему юбилею скульптора.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация