Летопись советской культуры в Мультмедиа Арт Музее
Историю советской культуры отражают сразу три новых выставки Мультимедиа Арт Музея. От фотохроники военных лет до архитектурного преображения столицы – экспозиции осмотрела Ксения Луженкова.
Летопись сражений в черно-белых кадрах – на выставке "Свидетельства войны". Советские фотокорреспонденты под пулями и бомбами фиксировали историю. На этом фото Эммануила Евзерихина – уцелевший фонтан "Танцующие дети" в Сталинграде. А рядом – панорама, которую склеивал и ретушировал сам фотограф, чтобы снимок скорее появился в газете.
"Они отправляли в редакции маленькие контрольчики, и часто это были отретушированные фотомонтажи. Ретушь при плохой военной полиграфии, когда газеты издаются в ежедневном режиме", – рассказала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Сотрудник газеты "Известия" Павел Трошкин фотографировал бои за Москву, Сталинград и Ельню. По воспоминаниям сослуживцев, сначала он снимал танки, пригнувшись. Но потом осмелел, стал сочинять целые композиции, просил танкистов позировать. Даже в страшное военное время фотографы оставались творцами. В сорок первом Евгений Халдей запечатлел истребитель И-16. Для выразительности использовал мультиэкспозицию – совместил фрагменты нескольких негативов. Так на итоговом снимке появились три летящих истребителя.
На выставке "Другое измерение" представлены работы художника Гарифа Басырова. Его картины считают философским отражением эпохи застоя. Его герой – одинокий человек лицом к лицу с космосом.
"Он вообще считал, что жизнь наша с множеством измерений. Если исходить из этого, то он где-то здесь рядом околачивается и сейчас мне говорит: "Может, помолчишь уже?" – сказала художница, вдова Гарифа Басырова Инна Литвин.
Сюрреалистичность форм и утаенная ирония – так Басыров воплощает человека в бриколажной композиции "Инкубусы" и на плоскости холста – в цикле "Обитаемые пейзажи".
"Персонажи Гарифа Басырова летают. Они летают не высоко над землей, а – посмотрите – в своих костюмах, иногда метафорически, потому что Басыров создает чудесные пластические метафоры. Ироничные, с юмором. Но всегда пронзительные и всегда с невероятной любовью", – отметила Ольга Свиблова.
Венчает выставочный триптих экспозиция "Москва: от первых такси до олимпийских строек". На снимках Наума Грановского – архитектурные метаморфозы столицы: сталинский ампир и модернистский Новый Арбат. Три выставки объединяются в летопись советской культуры.
