Картинка

Авторские материалы Алексей Петренко – вдохновение, полёт фантазии и мысли

26 марта 2013, 11:49

Персоны

Алексею Васильевичу Петренко, актеру театра и кино, народному артисту России, сегодня исполняется 75 лет. Об актере необъятной широты, которую совсем не хочется обузить, задумался культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.

Алексею Петренко сегодня исполняется 75 лет. Актер с размахом. Говоря о нем, часто первым делом вспоминают доперестроечный фильм Элема Климова "Агония", где Петренко со свойственной ему безграничной удалью сыграл Григория Распутина. Фильм сняли в 70-е, на экраны выпустили, не дожидаясь гласности и перестройки, в самом начале 80-х. Причем - вот тогда был ограниченный прокат - фильм показывали не в кинотеатрах, а по разным клубам, так сказать, проверенным зрителям. И не поймешь, как мог актер, сыграв так и такую роль, как мог он терпеть, ждать, пока увидят, оценят... Его увидели и оценили - сразу высоко, признав эту роль одной из вершин его творчества. Одна из первых, сыгранных в кино, она попала к публике, уже когда вышли какие-то другие, хорошие его фильмы. Он сыграл в "Прощании "у Ларисы Шепитько, дальше - в "Жестоком романсе" у Рязанова - настоящего русского купца. Понятно, что никакое несовпадение во внешности не помешало ему ухватиться за такую возможность и сыграть Сталина, и не один раз. Или такого же необузданного - но в делах и аферах чуть меньшего масштаба - Фроима Грача в фильме по "Закату" Бабеля и его же одесским рассказам. Или - генерала в "Сибирском цирюльнике". Или - уже совсем недавно - в "Двенадцати" у Никиты Михалкова - ветерана метростроя. И столько он там всего понакрутил: и капли в нос, и в уши капает, и куда только возможно. И думаешь: ну, надо уж было в чем-то его ограничить. И одновременно представляешь себя на месте режиссера - ну, как тут остановишь актера, когда на него такое нашло вдохновение, такой полет фантазии и мысли. И ведь какой актер!

Он и в театре много чего успел, хотя нет ощущения, что сыграно много, и что он, как другие, был везде. Везде - у Эфроса - Кочкарев в "Женитьбе". Правда, это был ввод, премьеру играл другой хороший актер. В легендарном спектакле театра "Школа современной пьесы" "А чой-то ты во фраке?" он и пел и даже танцевал в балетной пачке - это был Чубуков из чеховского "Предложения". А до того - и этим спектаклем, и ролью он навсегда, конечно, вошел в историю не только русского, советского, но и мирового театра ХХ века - был спектакль "Серсо" Анатолия Васильева, с которым Петренко и его товарищи объехали полсвета, открывая миру великие традиции русского театра. Несколько лет назад сыграл Фирса в спектакле Някрошюса, где "Вишневый сад" играли шесть часов, и Фирс Петренко был, конечно, пусть молчаливым, но все равно - одним из главных героев всей истории. Глядя на него, неизменно думаешь: вот таким, наверное, был великий актер провинциальной русской сцены Мамонт Дальский, таким описал своего трагика Несчастливцева Островский в комедии "Лес". Настоящий актер! И сколько бы он не играл, кажется и будет казаться всегда, что мало. Не обузить - дать бы ему простор, пусть играет, играет.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация