Комментарии экспертов Общественный транспорт должен быть более комфортным для потребителя
Персоны
В столичной мэрии посчитали, сколько в городе лишних машин. Получилось 500 тысяч. Эта разница между декабрьской загрузкой московских дорог и количеством машин в августе, когда пробок почти нет. В декабре, когда столица то и дело встает в многокилометровых заторах, на дорогах около трех миллионов машин. В августе - около 2,5 миллионов. Значит, полмиллиона водителей должны оставить автомобиль дома и воспользоваться общественным транспортом, чтобы общее движение транспорта было рабочим. Таковы выводы и намерения столичных властей, о которых журналистам рассказал исполняющий обязанности заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. По его словам, стимулировать автомобилистов пересесть на метро и автобусы будут комплексно - и платными парковками, и развитием общественного транспорта. Тему для радио "Вести ФМ" прокомментировал директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.
"Вести ФМ": Михаил Яковлевич, что с вашей точки зрения эффективнее: давить на водителя, делая его передвижение по городу на машине всё дороже и дороже, или выманивать его на метро, делая метро всё более привлекательным и удобным?
Блинкин: Задолго до нашего с вами рождения (даже моего, не только вашего), в начале 60-х годов, немецкими (тогда западногерманскими) экспертами была написана совершенно замечательная "Белая книга". Если мы хотим не в каких-то фантастических вновь построенных, а в старых европейских городах (Москва, безусловно, к ним относится) сделать нормальные условия передвижения, нам нужна политика, которая одновременно идет по двум направлениям. Нам надо сделать поездки на общественном транспорте как можно более привлекательными, комфортными, симпатичными, просто приятными для потребителя и, к сожалению, достимулировать (это мягкое слово, они же европейцы) поездки на личных автомобилях. Со времен принятия этой замечательной "Белой книги" прошло больше 50 лет. Тогда это казалось некоторым мнением немецких ученых. Сейчас никаких других мнений в мире на эту тему не существует. Альтернативные концепции, которые бытовали, скажем, в Северной Америке, к сожалению, оказались несостоятельными. Москва, как любой старый город, не может себе позволить (какие бы деньги мы не вкладывали в развитие инфраструктуры - просто технически места не хватит) свободный и бесплатный режим использования автомобиля в городе. Просто технически, места на это в Москве уже не хватит никогда в жизни.
"Вести ФМ": То есть это уже не политическое решение - дорогие парковки, выдавливание...
Блинкин: Да какое там политическое решение, какое там выдавливание! К счастью, сейчас транспортный администратор города - человек, пришедший из транспортного бизнеса, абсолютно ориентированный в мировом опыте, реально компетентный человек, который знает слова, которые он говорит. Он высококвалифицированный транспортный менеджер. В природе не существует другого решения. Любые другие разговоры, которые очень любят некоторые политики, защитники прав и свобод автомобилистов, - это просто самообман.
Полностью слушайте в аудиоверсии.