Авторские материалы Смешная и роковая Любовь Полищук. К юбилею великой актрисы
Персоны
Сегодня народной артистке России и всенародной любимице Любови Полищук исполнилось бы 65 лет. Невероятно красивая, неунывающая, интригующая, отчаянная, азартная. Во многих картинах актриса исполняла роли роковых женщин с легким налетом иронии. Именно в этих ролях проявлялась её уникальная особенность - прекрасные внешние данные женщины-вамп в сочетании с талантом настоящей клоунессы. Об актрисе вспоминает культурный обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.
Любовь Полищук - из тех, кого называют всенародными любимцами. Актриса, которую
обожали все: и тонкие ценители прекрасного, и продавщица, и рабочий, и
все-все-все. Она умела быть понятной, умела влюблять в себя, и когда играла
грубоватую маму прекрасной няни, которую звали, как и саму Полищук Любовь
Григорьевной, и когда выходила на эстраду с монологами в так называемом
разговорном жанре, и когда играла клоунессу в легендарном спектакле театра
Эрмитаж "Хармс! Чармс Шардам или Школа клоунов", или когда - там же, в
спектакле Левитина - выходила в трагической роли матери из повести Маркеса "Хроника
широко объявленной смерти".
Эстрадный талант, умение разговаривать с публикой напрямую не мешают глубокому погружению в те роли, которые требовали от нее других сторон таланта. Редкий случай. Она умела быть смешной и ценила этот свой талант - радовать одним своим появлением на сцене или буквально промельком на экране. Другому для славы нужны десятилетия, а она проснулась знаменитой после того, как станцевала с Андреем Мироновым танго, а вернее он танцевал и пел, а она была всего лишь его бессловесной партнершей, но это ее появление в фильме "12 стульев" прославило Полищук на весь Советский Союз.
В кино, надо признать, она сыграла много меньше, чем успела в театре, ведь в Эрмитаже у Левитина она успела сыграть и Юрия Трифонова, и булгаковскую Зойку, и в "Соломенной шляпке" в спектакле по Альберто Моравиа, а потом в Школе современной пьесы с феерическим успехом танцевала в классическом балете для драматических артистов в спектакле по предложению Чехова - "А чой-то ты во фраке?", так что ее роли в кино - самая верхушка айсберга, каким она была.
Как почти все большие актеры с комическим талантом, она мечтала сыграть роли драматические и даже трагические, театр эти ее желания услышал и возможности успел использовать, но это не значит, что ее короткие эпизоды в кино стоит ценить меньше. Она прекрасна и в "Ширли-мырли", где играет супругу американского посла, собирательницу устного русского современного фольклора, и не все выражения, которые она записывает по ходу фильма, можно повторить сейчас в радиоэфире, или в эпизоде, где героиня Полищук танцует ламбаду из фильма "Моя морячка".
Могла бы больше - сыграла бы больше. Все верно, особенно когда сегодня, спустя почти восемь лет после ее смерти мы отмечаем-то всего только 65 лет со дня ее рождения. Но и того, что она сыграла, хватило и на всенародную любовь, и на то, что спустя эти самые восемь лет, мы ее помним и по-прежнему очень любим.