Авторские материалы Женственность, мальчишество и особенная красота: Алисе Фрейндлих – 80
Персоны
Сегодня - юбилей всенародно любимой и просто народной артистки СССР Алисы Фрейндлих. Среди ее наиболее известных киноработ - фильмы "Служебный роман", "Д'Артаньян и три мушкетера", "Сталкер", "Жестокий романс". Более 30 лет актриса служит в Большом Драматическом театре имени Товстоногова. О ней и ее таланте рассказывает культурный обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.
Бывают актеры великие и неузнаваемые, то есть в каждой новой роли они - такие, что невозможно с первого взгляда узнать давно любимого актера или актрису. А бывают совершенно другие, с узнаваемой манерой, которых узнаешь всегда, можно даже еще не увидеть, а узнать - по голосу. Причем великие есть и среди тех, и среди других. Фрейндлих - узнаваемая всегда, у нее и внешность такая: особенная красота и невероятный свет озаряет ее лицо. Женственность - такая, что даже помешала много лет назад режиссеру Эльдару Рязанову именно ее пригласить на главную роль в "Гусарскую балладу", и одновременное - с этой самой женственностью не исчезнувшее с годами, не потерянное - мальчишество, что позволяло ей на протяжении десятилетий играть в "Малыше и Карлсоне" в Театре имени Ленсовета.
Во многом именно благодаря ее умению преобразиться - мгновенно, и быть смешной, не бояться появиться на экране сначала мымрой и веселить одним своим видом зрителей, - именно благодаря ее участию и неизменен по сию пору успех кинофильма "Служебный роман".
Голос у актрисы - неподражаемый, такой, что ни с чьим другим уже не спутаешь. Недаром ее учитель - может быть, вообще один из величайших театральных учителей Советского Союза - Борис Зон, отпуская ее после окончания театрального института, посоветовал ей не отказываться ни от драматических ролей, ни от пения. Она его, надо сказать, послушалась, и играет, и поет до сих пор.
Фрейндлих не страшно назвать великой актрисой, поскольку она такая и есть. Великая актриса и человек - тоже выдающийся. Она ведь пришла в БДТ в 1983-м, на излете эпохи Товстоногова, хотя первой ее учительницей в профессии была одна из звезд великой товстоноговской труппы - Призван-Соколова, у которой она училась в театральном кружке, в школе. Так вот, она пришла в БДТ в 83-м, но если сегодня зайдет разговор о тех, кто хранил товстоноговское наследие в театре, даже больше - уроки Товстоногова, так Фрейндлих - конечно, из первых таких.
У Фрейндлих, среди прочих достоинств - выдающаяся, неповторимая, странная и одновременно невероятно располагающая к себе улыбка, и веселая, и проникнутая, точно рожденная печалью. И не странно, что, читая ее рассказы о себе, скоро натыкаешься на ее слова как раз про улыбку: пережившая блокаду, Алиса Бруновна Фрейндлих говорит, что "вместе с трудным, с очень страшным, в моих детских впечатлениях из тех дней осталось и острое ощущение того, что у нас, блокадников, была особая потребность в улыбке - видимо, в этом заключалась и какая-то психотерапия, какая-то даже физическая защита". Вот такая система Станиславского в действии.