
Авторские материалы Иннокентий Смоктуновский: космический актёр и интеллектуал советского кино
Персоны
28 марта 90 лет исполнилось бы великому советскому актеру Иннокентию
Михайловичу Смоктуновскому. Прекрасного князя Мышкина, знаменитого Гамлета,
обаятельного Юрия Деточкина помнит и любит российский зритель. Юбилей актера
отмечается по всей стране. Подробнее - культурный обозреватель радио
"Вести ФМ" Григорий Заславский.
Накануне юбилея Смоктуновского в Московском художественном театре, где
Смоктуновский служил в последние 18 лет жизни, открылась выставка, называется
она "Космический актер". Это название - из разговора Смоктуновского с
Олегом Николаевичем Ефремовым, который и пригласил Смоктуновского во МХАТ в
1976 году. Однажды Смоктуновский сказал Олегу Николаевичу, что тот - первый
актер СССР. Ефремов смутился, но тут же переспросил: "А как же ты?". "Ну,
что ты, я - актер космический", - мгновенно вернул Ефремова с небес на
землю Смоктуновский. Казалось бы - актерская шутка, но в ней - немалая доля
истины.
Смоктуновский и впрямь был актером космическим и уж точно - великим. Иногда,
оставшись без жесткой режиссерской руки, переигрывал с богатством интонаций -
достаточно послушать в его исполнении пушкинское "Кавказ подо мною...".
Но с режиссерами ему как раз повезло: свои великие роли - князя Мышкина,
Головлева, Иванова - Смоктуновский сыграл в спектаклях Товстоногова, Льва
Додина, Олега Ефремова. А в кино ему - и нам, кстати, тоже - Смоктуновскому
посчастливилось поработать с Козинцевым - у него он сыграл Гамлета, с Эльдаром
Рязановым - так появился фильм "Берегись автомобиля", с Михаилом
Ромом - он снимал "Девять дней одного года", один из главных фильмов
оттепели...
Он любил играть людей странных. Согласитесь, даже Деточкин в его исполнении
- не от мира сего, что уж говорить про князя Мышкина. Голос - с невероятным
богатством интонаций, жесты - такой подробности в мелких движениях, пожалуй, и
не встретишь ни у кого из других актеров. Кажется, у него играет каждый палец,
наблюдать за каждым его движением - редкое удовольствие.
Смоктуновского часто называют чуть ли не главным интеллектуалом советского
кино. Что ж, если так, значит, придется признать, что советские годы, начиная с
60-х годов, и самые что ни на есть годы застоя, были одновременно и годами,
когда надо всем торжествовали именно интеллектуальные герои. Потому что
Смоктуновский был, конечно, одним из главных кино-, и тем более театральных
героев. Театр не может жить без легенд, так вот князь Мышкин в исполнении Смоктуновского
- пожалуй, одна из главных легенд советского театра и конкретного БДТ, которым
тогда руководил Георгий Александрович Товстоногов.
Жизнь Смоктуновского полна по-прежнему тайн: и фамилия была не совсем такая,
и темная страница с попаданием в плен, что актер старательно скрывал до конца
жизни, потом - партизанский отряд, и снова - война и вторая медаль "За
отвагу", которую давали за бескрайний героизм. Потом - долгие поиски себя
и случай, без которого не складываются счастливые театральные судьбы. Случай
вывел его из красноярского драмкружка в Лесотехническом институте в
Красноярский драмтеатр, потом он играл в Томской драме, в Махачкале, в
Сталинграде. И снова случай - московский театр имени Ленинского комсомола, но без
пользы, а потом - снова случай - приглашение в Ленинград, на роль Мышкина -
помогло знакомство с Евгением Лебедевым. И ведь "Идиота" мог ставить
не сам Товстоногов, еще одна удача, что за работу он взялся, отказавшись от
услуг приглашенного режиссера.
После премьеры "Идиота" всем стало понятно, кто в СССР - первый
актер, вернее, как обычно, первых было много, а Смоктуновский так и стал наутро
и уже до конца жизни актером космическим.