Картинка

Авторские материалы "Обратная сторона надежды": о беженцах без фальши

15 февраля 2017, 12:44

Берлинский кинофестиваль подошел к своему экватору. Публике представили половину всех конкурсных фильмов. Накануне главным событием и претендентом на призы стал финский режиссер Аки Каурисмяки с трагикомедией "Обратная сторона надежды". Картина затрагивает актуальную тему миграции в Европе. Подробнее об авторе и его новой работе рассказывает кинобозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Этого фильма ждали больше всего, и на его показы – от сеанса для прессы и официальной премьеры со съемочной группой до повторов во всех фестивальных кинотеатрах Берлина, – билеты разлетелись вмиг, обеспечив абсолютные аншлаги. И правда, Аки Каурисмяки, финский меланхолик с чувствительной душой и уникальным черным чувством юмора, – единственный режиссер в конкурсе Берлинале, которого можно назвать гением. При этом золотых призов какого бы то ни было именитого фестиваля у скромника Каурисмяки нет и никогда не было: гран-при, то есть второе место, однажды присудили в Каннах – и всё. Так что все надеются не только на критический и зрительский, но и премиальный успех "Обратной стороны надежды" – новой ленты выдающегося режиссера.

Этим фильмом он продолжает так называемую трилогию портовых городов, начатую несколько лет назад снятым во Франции "Гавром". И здесь тоже – о мигранте-нелегале, на этот раз, разумеется, из Сирии. Зовут его Халед, он бежал с сестрой из Алеппо, где во время бомбардировок погибла вся его семья, но сестра потерялась по дороге, на границе в Венгрии. Теперь, по воле судьбы, фактически случайно оказавшись в далеком Хельсинки, Халед пытается официально получить убежище и найти свое место в мире западной демократии, но вместо этого натыкается на жестокость и безразличие со стороны как озлобленных скинхедов на улицах, так и функционеров в кабинетах.

Где же спасение? Разумеется, как и всегда у пролетарского поэта Каурисмяки, в солидарности малых мира сего, неудачников и одиночек, которым удастся найти друг друга и создать хрупкую утопию на пустом месте: в роли такой утопии, как и в более раннем фильме Каурисмяки "Вдаль уплывают облака", выступит ресторан – видимо, самый чудовищный в мире с точки зрения кухни, но ставший пристанищем для очень хороших людей.

Новые для Каурисмяки элементы – политическая и социальная критика, привлечение замечательных, хотя, видимо, непрофессиональных артистов из Сирии, включение в фильм фрагментов из хроники теленовостей – сочетаются с хорошо знакомыми старыми: наивной поэзией в духе Чарли Чаплина или Жана Виго, очаровательным юмором, любовью к животным – особенно дворнягам, одна из которых сыграла свою роль и здесь, и, конечно, неповторимой эстетикой Финляндии, которую никто не показывал на экране так искусно и нестандартно, как Каурисмяки.

Встречаем мы и старых знакомых – Сакари Куосманена и Кати Оутинен, артистов практически всех фильмов режиссера за последнюю четверть века; слышим и финский нежный рок-н-ролл и ретро-танго, которые исполняются в кадре и за кадром.

Год назад победа в Берлине документальной картины "Огонь в море", сейчас выдвинутой на "Оскара", поставила вопрос о том, каким может и должен быть нефальшивый игровой фильм на ту же тему – о мигрантах. Аки Каурисмяки дал внятный ответ, и хочется надеяться, что это оценят.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация