Авторские материалы "Теснота" и "Кроткая": наша сила в Каннах
На Лазурном побережье продолжается Каннский кинофестиваль. Накануне в программе "Особый взгляд" показали российский фильм Кантемира Балагова "Теснота". Дебют ученика Александра Сокурова был принят публикой на ура. А сегодня вечером состоится премьера картины режиссера Сергея Лозница "Кроткая", сделанной на русском языке и с российскими артистами. Из Канн - репортаж кинообозревателя "Вестей ФМ" Антона Долина.
Творится что-то немыслимое. Мы действительно оказались в том самом году, когда русские фильмы в Каннах - самые сильные. Или по меньшей мере самые интересные, вызывающие больше всего споров и обсуждений на фоне остальной, вполне бледной программы. Начнем с малого: фильм Кантемира Балагова "Теснота" и вправду совсем небольшой, скромный, малобюджетный. Но это событие и серьезнейший претендент как на премии "Особого взгляда", так и на "Золотую камеру" за дебют.
Балагову всего 26 лет, он из Нальчика; нетипичная биография для каннского участника. Ее бы и не сложилось, если бы не Александр Сокуров, педагог и, по сути, продюсер картины, создатель уникальной кабардино-балкарской мастерской. В "Тесноте" молодой режиссер и сценарист рассказывает историю, случившуюся почти 20 лет назад в его родном городе. В центре событий - еврейская семья. Молодую пару, жениха с невестой, похищают и требуют выкуп; у родителей нет денег, они обращаются к общине. А дальше разворачивается драма самопожертвования и отказа, опрокидывающая нас в 1990-е, времена перманентной войны всех против всех - и не только на Северном Кавказе, но и внутри каждой семьи. Та эпоха, если верить фильму, не закончилась, а длится до сих пор, невзирая на все тщательно восстановленные приметы времени - "Сникерсы", "Адидас", песни Тани Булановой. Главное же откровение этого тонкого, умного, нежного и пронзительно грустного фильма - невероятная актриса-дебютантка Дарья Жовнер.
Не менее сильная женская роль в центре конкурсной ленты знаменитого документалиста, но и автора теперь уже трех игровых фильмов Сергея Лозницы: его "Кроткая" - копродукция нескольких европейских стран, включая и Россию. Но Василина Маковцева - актриса Коляды-театра из Екатеринбурга. Она играет Кроткую, шагнувшую в наше время героиню Достоевского, покорно сносящую все невзгоды и мучения. В остальном с первоисточником здесь ничего общего. Это головокружительная одиссея женщины, в деревню к которой пришла обратно посылка, отправленная мужу в тюрьму. Теперь она отправляется туда, в Сибирь, в надежде выяснить, что с ним случилось. Череда встреч и разговоров, хоровых песен и унижений, вплоть до торжественного банкета и изнасилования, - путь, который зритель проделывает вместе с безропотной и бестрепетной Кроткой, знакомясь с проститутками и блатными авторитетами, бандитами и полицейскими, певцами и алкоголиками, водителями и пассажирами, и даже правозащитницей, которую блестяще играет Лия Ахеджакова.
Эта виртуозная и невероятно сложная картина напоминает о Кафке, Шаламове и Гоголе. Она радикальна по замыслу и исполнению, она вряд ли будет принята и понята адекватно широкой публикой: сейчас же вся надежда на понимание со стороны жюри.