Авторские материалы "Впускать героинь внутрь, и не заглушить": Ксения Дудникова - о своей карьере
Персоны
Русская дива покоряет Зальцбург. Солистка театра Станиславского и Немировича-Данченко Ксения Дудникова занята в одном из самых ожидаемых спектаклей музыкального фестиваля - "Леди Макбет Мценского уезда" на музыку Шостаковича. В свои 30 лет Дудникова - прима в родном театре и приглашенная звезда на европейских сценах. Она поет Кармен, Маргариту в "Ожидании Фауста", Марфу в "Хованщине", Ольгу в "Онегине". О Ксении Дудниковой в цикле "молодые таланты на сцене театра" расскажет корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.
Лет 15 назад это звучное меццо-сопрано "воспевало" достоинства столичных новостроек. Оказавшись в Москве без денег и связей, будущая звезда оперы работала риелтором, а еще раньше - курьером:
"С первой попытки мне не удалось поступить ни в одно учебное заведение. Я понимала, что должна просто поймать мейнстрим, чтобы быть в теме. И решила остаться, несмотря на то, что мне было 19 лет, у меня в Москве никого нет. Мы, когда поступали, познакомились с несколькими ребятами и решили снимать квартиру вместе - для этого нужно было найти работу. Поэтому я начала искать средства достижения цели своей".
Цель была ясная, как солнце в Италии - попасть на сцену. Ксения говорит, что пела всегда и везде: в песочнице, на качелях, на переменках. В родном Ейске она закончила музыкальную школу. Затем - Краснодарский музыкально-педагогический колледж. В столице Дудникова познакомилась с великим оперным артистом и педагогом Вячеславом Осиповым. Он готовил ее в консерваторию практически бесплатно. И настоял, чтобы Ксения распрощалась с отделом продаж:
"Он очень рассердился на меня, сказал: "Что за бред?! Ты не можешь придумать ничего, чтобы быть хотя бы в музыке?" Я говорю: "Ну, у меня нет знакомых, поэтому я не могу никуда устроиться". И он привел меня в театр Станиславского в качестве артистки хора. Как раз нужны были вторые альты в хор театра - и в этот момент я начала работать здесь".
Она прослужила в хоре восемь лет. За это время успела закончить консерваторию и вырасти в театре до статуса солистки:
"Я очень благодарна Александру Борисовичу Тителю, который "слепил" меня. Ребята из хора очень меня поддерживали в мои первые годы работы как солистки. Это редкий случай, честно говоря. Это сложная история. Потому что многие ребята в хоре очень хорошо поют. Но им там не удается выйти из хора".
Одной из самых непростых на сегодня для Ксении стала партия Марфа в "Хованщине". Затратная эмоционально и трудоемкая технически, она создана для более возрастной артистки. И все-таки Дудникова с ее свежим меццо-сопрано справилась с заданным в опере контральто:
"Сложность этой партии в том, что в верхнем регистре форте-фортиссимо - это совершенно обыкновенный, нормальный нюанс. А вот в нижнем регистре, в грудном регистре форте-фортиссимо, - это нужно озвучить, чтобы через оркестр перелетел звук. Это колоссальный расход голоса".
Ксения признает - она человек амбициозный. Сегодня у нее есть один из лучших в мире оперных агентов и персональный алгоритм успеха: работать в первую очередь для себя и стараться прыгнуть "выше головы":
"У меня такое ощущение всегда: я достигаю какого-то этапа, и спустя какое-то время мне становится тесно - на физическом уровне даже. Я понимаю, что мне уже мало и мне надо чего-то нового, свежего и большего. Так было в хоре. Так было в качестве солистки, когда я пришла. И когда мне стало тесно здесь, - у меня начинается мировая карьера".
Ксения "впускает" своих героинь глубоко внутрь. И чтобы заглушить в себе их шумное многоголосье - по совету опытных коллег - мысленно приглашает всех присесть за круглый стол и каждой по очереди говорит: "Помолчи до следующего раза".